Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.
Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории. (Мы вновь рассмотрим некоторые аспекты теории Маркса в главах 9, 15 и 20-й.) В нашем столетии было предложено несколько различных вариантов теории конфликта. Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт,что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.
Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта.
1. Главными отличительными чертами любого общества
являются господство, конфликт и подавление.
2. Общественная структура основана на власти одних
групп людей над другими, например предпринимателей над
рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.
3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет;
интересы членов разных групп различны и противоположны.
Например, может возникнуть конфликт между деловыми
людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.
4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут
образовать общественный класс, что может обнаружить себя
в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.
5. Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы (Дарендорф, 1959).
Сотни лет отделяют нас от огромного цветущего города, называемого Вавилон, или Ворота бога. Бывший прежде лишь небольшим провинциальным поселением в среднем течении Евфрата, в 18-19 вв. до н.э. Вавилон расширился, завязал торговые отношения с разными странами мира. Высокого расцвета в нем достигли науки, литература и искусство.Однако многие художественные памятники, испепеленные войной, разграбленные и сожженные, дошли до нас в ничтожном состоянии. О Вавилоне мы больше знаем по письменным источникам. Из них известно, что древнейшими жителями Двуречья были шумеры на юге и аркадцы на севере. Очень важной особенностью этой эпохи является то, что ранняя древность не знала национальной и религиозной вражды. Противоположная точка зрения, согласно которой национальная и религиозная вражда столь же древни, как и человечество, присущи, так сказать, самой человеческой натуре, не основана на фактах и служит лишь для оправдания националистической пропаганды. Вавилоняне поклонялись множеству богов, в каждой провинции был свой. Также люди поклонялись единому богу Солнца, справедливости и Мурдуку — покровителю Вавилона. Для поклонения божествам строили храмы. Самый большой и величественный был построен в честь Мурдука. У жрецов, служивших в храме, были специализации: ясновидение, толкование снов, прорицание. Чтобы почтить богов, приносили жертвоприношения.