Церковная реформа Никона началась еще в 1653 году. Реформа основывалась на следующих догмах:
- книжная справа (то есть редактирование священных текстов, исправление ошибок, унификация текста по греческому образцу).
- двуперстное крещение сменяется трехперстным.
- земные поклоны или метания отменены.
- крестные ходы теперь делаются в обратном солнцу направлении.
- трегубая аллилуйа.
- на просфорах чертилась печать.
- количество просфор изменилось.
При анализе реформы также стоит учитывать контекст – на Афоне сжигали московские книги как еретические. А затем александрийский патриарх сообщил о том, что московские церковные книги действительно содержат погрешности.
Итоги церковной реформы Никона были следующими:
- основным итогом является раскол, который произошел в Русской Православной Церкви. Теперь РПЦ имела два крыла: центральное и старообрядческое (которое центральное крыло признавало, как еретиков).
- за реформой последовал как культурный (духовный), так и социальный переворот, приведший к централизации российского общества.
- изменились только обряды, но не основные церковные догмы.
Значение церковной реформы Никона заключается в следующем: реформа повлияла на международное положение России – Россия перестала быть обособленной, теперь даже церковные обряды были выполнены по греческому образцу, то есть Россия стала ближе к другим странам и может установить с ними тесные контакты. Реформа разделила общество, вызвала многочисленные народные волнения и показала, что затрагивает более глубокие моменты культурной жизни общества. Реформа расколола общество, отменила его единство.
Важнейшей особенностью общественного устройства в Востоке 17-18 веков является существование общин – основных социальных и территориальных единиц.
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.
В состав господствующих верхов входили следующие основные прослойки: придворная и служилая аристократия, жречество, военная знать, верхушечные слои земледельческих общин.
Процесс социальной дифференциации в странах Древнего Востока происходил под влиянием процессов, которые могут быть сведены в три основных комплекса:
1) процессы, протекавшие внутри этнически однородного общества;
2) процессы, вытекающие из принципа неравного правового статуса «своих» и «чужих»;
3) процессы, порожденные фактом имущественного расслоения, произошедшего как в гомогенных, так и гетерогенных структурах.
Объяснение:
Старался выбирать исключительно важные моменты, надеюсь