В нашем представление Европа в средние века была немыслима без величественных и неприступных замков, доблестных рыцарей в великолепных доспехах, сражающихся на турнирах за честь своей дамы. Верность к избраннице собственного сердца они могли хранить вечно, несмотря на ее безответную любовь. Верные пажи и оруженосцы, готовые бескорыстно отдать жизнь за своего господина. Прекрасные менестрели, распевающие любовные песни и прославляющие честь и доблесть благородных рыцарей. Именно такой виделась нам сквозь туман веков Европа со страниц рыцарских романов, и мне кажется, немало было желающих оказаться в одном из таких замков, чтобы почувствовать всю прелесть и романтику средневекового колорита. И какой, однако, удар по романтическим мечтаниям оказала бы прозаическая реальность жизни в средневековом замке, если бы современный человек мог туда перенестись!
Проблема безопасности стояла в средневековье очень остро и место для замка выбирали на естественном возвышении. При постройке, прежде всего, думали не о комфорте, а о прочности и неприступности. Средневековье, особенно в начале эпохи, буквально кишело бандами вооруженных разбойников и чтобы защитить себя, свою семью и своих поданных не достаточно было только железных доспехов и мужества. Средневековый замок это внушительное сооружение из камня, окруженное мощными крепостными стенами с бойницами и сторожевыми башнями. Непременно широкий крепостной ров, заполненный водой, окружал все сооружение. Попасть в замок можно было только через подъемный мост, который для дополнительной страховки был снабжен еще и железной решеткой. Внутри замок представлял собой целое поселение. Помимо основного жилища владельца замка имелись все службы: конюшни, погреба, кухня, жилища простолюдинов, а иногда даже кузница и мельница. Обязательно имелся либо источник воды – родник, колодец, либо резервуары с ее запасами на случай осады.
Любой замок имел собственного священника и специальное место для проведения богослужения, а замковый капеллан частенько выполнял еще и обязанности писаря или учителя. Жилые строения возводили из камня, полы частенько были земляными, устланными соломой. В более позднее время полы выкладывали каменными плитами и так же застилали соломой, чтобы было теплее и впитывалась излишняя влага, которой всегда было в избытке в каменных сооружениях. Шли года, каменные стены и полы стали украшать, одновременно утепляя, коврами, привезенными из крестовых походов. Свет едва проникал в узкие окна со свинцовыми переплетами, в которые вставляли вначале пергамент, потом мутное слюдяное стекло и уже с 14 – 15 веков разноцветные витражи. Они были, конечно, красивые, но света пропускали мало. Внутри помещения освещались факелами, свечами, которые добавляли смрад и копоть. Мебель была тяжелой и прочной, хотя и неказистой. Вещи хранили в объемных сундуках и ларях, которые служили и скамьями. Кстати, по высоте спинки стула определялась знатность владельца. Кровати имели балдахины, но не для красоты, а как средство от холода и сквозняков.
Частые рыцарские турниры, оканчивавшиеся застольями, собирали большое количество пирующих. На них присутствовали музыканты, шуты, а дамы и господа могли не вставать из-за стола больше суток. Сохранилось много свидетельств того, что за столом не только ели, но частенько засыпали и справляли нужду. Поэтому и запахи средневекового замка были не для слабонервных, но люди средневековья не были слишком брезгливыми. Рядом с пирующими вечно находились собаки, которым люди бросали объедки. Присутствовали они и в постели хозяина.Мылись в эпоху средневековья довольно редко, тем более что в замке никогда не было излишков воды, чтобы тратить их на ежедневные омовения. В первую очередь воду использовали, чтобы напоить животных – лошадей и прочую живность, и для приготовления пищи. Нравственность в современном понятии, была не слишком высока в средневековье, не смотря на все кодексы рыцарской чести. Мужчины не слишком ограничивали свои сексуальные аппетиты, хотя на измену жен смотрели очень строго, особенно из-за законности потомства. Но после того как ввели в моду куртуазную любовь, дама из высшего общества могла иметь официального любовника.
Аль-Фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Ша-ше (Ташкенте) , Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске.
Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика) . Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания "Второй учитель" (после самого Аристотеля) . Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.
Ал-Кашгари. Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Ал-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью. Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду-ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари, автору "Диуани лугат-ат-тюрк" (Словарь тюркских языков) . Махмуд родился на берегу Иссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь в 1072-1074 гг. он и написал свой труд. По его собственному выражению, для написания книги он исколесил все земли, населенные тюрками. Записывал живую речь карлыков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов, их песни, поговорки, легенды и обычаи. "Диуани лугат-ат-тюрк" - своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географической терминологии и многом другом.
Таким образом мы видим, что средневековый Казахстан был, одним из научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана.