Для осуществления своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наибольшая критика сталинской политики звучала со стороны социал-демократических партий зарубежных стран, поэтому Сталин объявил главным врагом коммунистов всех стран социал-демократов, называя их пособниками фашизма. Эти коминтерновские установки привели на практике к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.
В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса меняются и основные установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Георгий Димитров — герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского судебного процесса против коммунистов.
Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов теперь провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами — от социал-демократов до либералов.
Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за мир и безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной армии над армиями империалистов».
Еще ранее благодаря политике Сталина была проведена модернизация огромной страны, позволившая ей превратиться из отсталой аграрной в высокоразвитую индустриальную державу, ведущую глобальную и независимую политику. То есть Сталин и созданный им политический и экономический управленческий аппарат позволили превратить СССР в серьезного глобального игрока, которому серьезно противостояли лишь Соединенные Штаты Америки.
Можно долго говорить о тех фактах, которые зафиксированы в архивах, на страницах мемуаров многих политических деятелей, деятелей науки и искусства, характеризующих личность Сталина как выдающуюся и неординарную. Человека, который в смутные времена смог перехватить рычаги управления государством у Троцкого и его команды, наладить мощную государственную машину не оставляли вне своего внимания ни один из более менее известных писателей или военно-политических деятелей того времени.
Приведем некоторые цитаты, характеризующие такое отношение со стороны представителей окружающей внешней и внутренней элиты к личности И.В. Сталина.
Так У.Черчиль, выступая 8 сентября 1942 года с речью в палате общин, заявил следующее: «...Это большая удача для России в ее отчаянной борьбе и страданиях - иметь во главе великого и строгого военноначальника.
Он - сильная и выдающаяся личность, соответствующая тем мрачным и бурным временам, в которые его забросила жизнь, человек неистощимой храбрости и силы воли, прямой и даже резкий в речах, против чего, я, воспитаный в Палате Общин, совсем не возражаю, особенно когда мне самому есть что сказать. Прежде всего, он - человек, обладающий тем чувством юмора, которое необходимо всем людям и народам, в особенности великим людям и великим народам. Сталин произвел на меня впечатление глубокой, холодной мудростью, полностью лишенной всякого рода иллюзий. Я полагаю, что мне удалось убедить его в том, что мы будем хорошими и преданными товарищами в этой войне - но, в конце концов, все решают не слова, а конкретные дела».
Именно Черчилль впоследствии рассказывал, что в Ялте, в конце войны, где обсуждали проблемы устройства и раздела послевоенного мира, когда он, Сталин входил, то все невольно вставали. Именно Сталин был главным оппонентом и собеседником Рузвельта, в переговорах, которые определяли судьбы мира на многие десятилетия вперёд. Черчилль невольно был этим уязвлён, что не добавляло его симпатий к Советскому Союзу.
Знаменитый, если не сказать легендарный маршал Великой Отечественной Г.К. Жуков, характеризуя военно-стратегические И.В. Сталина сказал о нем так: «В стратегических вопросах Сталин разбирался с самого начала войны. Стратегия была близка к его привычной сфере политики, и чем в более прямое воздействие с политическими вопросами вступали вопросы стратегии, тем увереннее он чувствовал себя в них... его ум и талант позволили ему в ходе войны овладеть оперативным искусством настолько, что, вызывая к себе командующих фронтами и разговаривая с ними на темы, связанные с проведением операций, он проявил себя как человек, разбирающийся в этом не хуже, а порой и лучше своих подчиненных».
А вот, как выразился министр иностранных дел фашистской Германии И. Риббентроп о личности Сталина, после встречи с ним: «Сталин с первого же момента нашей встречи произвел на меня сильное впечатление: Человек необычайного масштаба. Его трезвая, почти сухая, но столь четкая манера выражаться и твердый, но при этом и великодушный стиль ведения переговоров показывали, что свою фамилию он носит по праву. Ход моих переговоров и бесед со Сталиным дал мне ясное представление о силе и власти этого человека, одно мановение руки которого становилось приказом для самой отдаленной деревни, затерянной где-нибудь в необъятных просторах России, - человека, который сумел сплотить двухсотмиллионное население своей империи сильнее, чем какой-либо царь прежде».
Таким образом, уже из этих характеристик четко проявляется мощь и уникальность личности И.В. Сталина. А таких характеристик сотни, если не тысячи.
Стоит ли говорить, что он был действительно лидером и не только национальным, политическим, но и во многом идеологическим и даже духовным. Не даром его идеи до сих пор являются отправными в деле построения концепций общественной организации на базе соблюдения законности и справедливости. А он сам стал символом, отражающим чаяния большинства трудящихся, по крайней мере, бывшего СССР.
.