ответ. Великокняжеская власть укрепилась после освобождения от власти Большой Орды ещё больше. Стало оформляться российское самодержавие. Со времён Ивана III правитель Москвы стал именовать себя царём (что озанчает «цезарь»), то есть присвоил себе титул, которым на Руси до того называли Византийского императора и считали наивысшим в мире. Стала формироваться концепция «Москва – третий Рим». Возможно, именно по византийскому образцу московское самодержавие начинало всё больше походить на восточную деспотию. Видимо, также по византийскому образцу, великий князь начал сам назначать своего преемника (по назначению Ивана III в 1502 году вместо Дмитрия таковым стал Василий (будущий Василий III)).
В истории России в XVII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право (1649), что привело к резкому обострению классовой борьбы, крестьянским волнениям. Недаром XVII в. называют бунташным. В начале столетия Россия пережила и годы великой смуты, которые начались походом на Москву Лжедмитрия. Захват Москвы поляками, а затем освобождение ее народным ополчением под водительством нижегородского купца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, избрание русским царем Михаила Романова и восстановление государственной власти в виде сословно-представительной монархии привели к перестройке общественных отношений. Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лить к концу века. Во многом они были связаны с именем Петра I и проводимыми им реформами. Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т. п взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Сознание единого русского языка еще более росту самосознания людей как единой русской нации.