Возможно, все решил случай. Первоначально Петр вовсе не думал о строительстве города на берегах Невы, а уж тем более — новой столицы. Просто сначала ему нужна была крепость в Невской губе, а затем понадобился порт, который позволил бы вести морскую торговлю, минуя далекий Архангельск. Может быть, если бы Петр раньше захватил Ригу, Санкт- Петербург так и не был бы построен: Рига — процветающий порт — являлась крупным центром русской торговли, и ее гавань была свободна ото льда на шесть недель дольше, чем Невская губа, но Рига оказалась в руках Петра лишь в 1710 году. Петербург был основан на том месте, где Петр впервые ступил на балтийскую землю. Он не знал, что сулит грядущее, и ждать не стал. Как всегда, торопясь воспользоваться благоприятным моментом, Петр приступил к строительству.
Петербург уникален во многих отношениях. Случалось, что в пылу юности или в горячке преобразований другие нации тоже основывали новые столицы на дотоле пустовавшем месте. Примеры тому — Анкара, Вашингтон и Бразилия. Но никто и никогда не основывал столицу во время войны на территории, которая по-прежнему юридически принадлежала могущественному и непобежденному тогда противнику. Более того, в 1703 111 году такой большой город был заложен в последний раз в истории Европы. К тому времени крупные города возникли даже в американских колониях европейских стран: Нью-Йорку
Петр проводил реформы насильно, «сверху» и без особых объяснений.
Несоразмерность сил, затраченных на европеизацию культуры; отсутствие четкой обоснованности этого процесса.
Война и тормозила и подталкивала реформы одновременно.
Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати).
Петр управлял огромной империей, но она была при этом развивающейся страной.
Заимствованное у Запада не всегда соответствовало русским условиям и кульутре.
Для укрепления власти и государства Петр потряс и перемешал привычное усторойство общества.
Административная реформа, которая должна была создать условия для прочих реформ, но сама оформилась после них и не могла без них произойти.
В ходе реформ усилился разрыв между высшими и низшими слоями общества; вместе с властью усилилась бюрократия.
Реформы (и войны) истощили народные силы, но укрепили государство.