Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была Орбулакская битва. Казахско-джунгарская война началась 1643 году. Для битвы Жангир-хан выбирает горное место недалеко от реки Ор. Зная о превосходящих силах противника, тактикой ведения боевых действий военачальники избирают окопный метод. Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край вала был высотой с человеческий рост. Жангир хан рассредоточил воинов с трех сторон горного ущелья, разделив их на три мобильные группы. Когда ничего не подозревавшие паникой, ударили по ним с тыла. Джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивление. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество воинов (около 10 тысяч человек) и было вынуждено отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска батыра Жалантоса с подкреплением в 20 тысяч человек.
Вторжение монголов принесло Руси страшное разорение. Были разрушены 49 городов из 74. 14 из них не возродилась. Оказались утрачены ремесленные секреты: изготовление стеклянной посуды, оконного стекла, техника перегородчатой эмали. На полвека прервалось каменное строительство. Киев, Владимир, Рязань и другие старые города потеряли первенство в политической и экономической сферах. Их стали теснить Тверь, Москва, Галич, Курск, Холм. Лишь два старых города сумели укрепить позиции - Новгород и Псков.
В период 1238-1480 годов Русь являлась протекторатом Монгольской империи. Верховная власть принадлежала сначала великому монгольскому хану, а затем хану Золотой Орды. Внутриполитические вопросы решали русские князья. Ханы усилению раздробленности, передавая ярлык на княжение от князя князю, однако все великие князья были потомками Ярослава. В конце XIII века во Владимирской Руси появились новые центры – Тверь и Москва, а затем и удельные княжества. Единственной силой, скреплявшей Северо-Восточную Руси, была церковь. Ее статус не был затронут монголо-татарским завоеванием. Следуя политике невмешательства в религиозные дела завоеванных стран, татары не подвергали монастыри разрушениям, и даже предоставили им некоторые привилегии: в первые годы с монастырских земель не собирали дань и другие платежи.