Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом (рис. 3). Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.
Впериод раннего железного века в степях казахстана произошел переход к кочевому и полукочевому скотоводству. на это повлияло ряд причин. в конце эпохи бронзы на земле произошло потепление климата, в реках и озерах уменьшилось количество воды, участились периоды засухи. освоенные навыки изготовления конского снаряжения позволили использовать лошадей, кроме верховой езды, как тягловую силу. овцы, разводимые на территории казахстана в это время умели тебеневать, т. е. добывать корм зимой из-под снега. важное условие перехода к кочеванию – умение заготавливать продукты впрок (молоко перерабатывали, производя творог, сыр). за счет устойчивого мясомолочного рациона резко увеличилась численность населения. интенсификация животноводства могла быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства – полукочевому и кочевому скотоводству. на завершающей ее стадии эпох бронзы в степях казахстан все отчетливее начинают проявляться черты иного мира – преимущественно скотоводческого, преимущественно кочевого. в «чистом виде» кочевого хозяйства в крае не было. оно всегда здесь сочеталось с поливным земледелием, с высокоразвитыми ремесел. на смену комплексному оседлому хозяйству значительной части бронзового века в казахстане, начиная с его позднего периода (xii-ix вв. до н. шла не просто кочевая цивилизация, а степная цивилизация, «подсказанная» обществу природой, внутренними и внешними обстоятельствами реальной жизни.