В XVII — XVIII вв. в ряде восточных стран стали нарастать кризисные явления, которые проявились в разрушении устоявшихся порядков. Наиболее интенсивно разложение старого общества происходило в Японии, где в конце XVIII в. сложился кризис феодальных отношений. Первым показателем того, что старая экономическая система исчерпала возможности, стало замедление, а затем и прекращение роста производства риса в XVIII в. Одновременно в японской деревне началось скрытое обезземеливание крестьян, которые попадали в финансовую зависимость от сельских богатеев и ростовщиков и были вынуждены платить двойную ренту: землевладельцу и кредитору. Кризис в социальной сфере проявился в разрушении сословных границ и сословных регламентации. Крестьянство постепенно распадалось на зажиточную сельскую верхушку и огромную массу малоземельных арендаторов и пауперов. Деревенские богатеи, торговцы и ростовщики приобретали землю, создавая прослойку «новых помещиков», которые были одновременно и землевладельцами, и торговцами, и предпринимателями. Разложение охватило и сословие самураев, которые все чаще переходили к невоенным видам деятельности. Часть князей из-за сокращения доходов от ренты начала создавать мануфактуры и торговые дома. Рядовые самураи, теряя рисовые пайки от хозяев, становились врачами, учителями, работниками на мануфактурах князей. В то же время торговцы и ростовщики, прежде самые презираемые сословия, получили право покупать самурайские титулы. В конце XVIII в. в Японии стали заметны признаки и политического кризиса. В это время увеличилось число крестьянских восстаний, тогда как в XVII в. борьба крестьян проходила в виде петиционных кампаний. Одновременно началось формирование оппозиции сегуну в составе «новых помещиков», торговцев, ростовщиков, самурайской интеллигенции, втянутых в предпринимательскую деятельность князей. Эти слои были недовольны внутренними таможнями, регламентациями, отсутствием юридических гарантий неприкосновенности собственности и жизни. Япония оказалась накануне социальной революции. Однако оппозиция до середины XIX в. воздерживалась от открытых выступлений, боясь репрессий со стороны сегуна.
Жизнью Афин управляло Народное собрание. Вспомните! Кто дал Народному собранию большие права в решении государственных дел? В Афинском государстве было 1 О полководцев-страте- гов. Они проводили набор в войско, командовали отрядами, распоряжались захваченной добычей. А так как войны велись часто, то стратегами становились наиболее влиятельные граждане. Должность стратега была очень ответственной. По афинским законам это была единственная должность, на которую можно было избираться неограниченное количество раз. Выборы происходили на заседаниях Народного собрания. Оно состояло из всех афинских граждан, достигших 20 лет. Собиралось Народное собрание около 40 раз в году (каждые 9-10 дней). Принятие новых законов в Афинах было очень ответственным делом. Закон трижды рассматривался в Народном собрании. Затем создавалась специальная комиссия для его обсуждения. Само обсуждение велось в форме суда. Сторонники старого и нового законов выступали в роли обвинителей. На заседаниях Народного собрания выслушивали отчеты должностных лиц. Если собрание считало, что должностное лицо не справляется со своими обязанностями, его отдавали под суд. Для решения текущих дел и рассмотрения предложений, поступающих в Народное собрание, жребием выбирали Совет пятисот. Совет заботился о военной обороне государства, вел дипломатические переговоры. Одним из важнейших дел Совета было распределение финансов. Отчет о расходах и доходах
Плитка для голосования в афинском суде. В щели вставляли пластинки с именами членов суда передавался Народному собранию. Суд в Афинах вершил Народный суд — гелиэя. Стать судьей мог каждый афинянин, достигший 30-летнего возраста. Суд руководствовался существующими законами Афин. Если же соответствующего закона не было, то судили по совести. Судебных процессов проходило много, поэтому судьи были очень занятыми людьми. Раз в год Народное собрание решало, кто из граждан Афин является угрозой для афинской демократии. Каждый писал на черепке имя того человека, который, по его мнению, был наиболее опасен для Афинского государства. Тот, чье имя встречалось более чем на половине черепков, приговаривался к изгнанию. Чаще всего срок изгнания устанавливался в 1 О лет.
ответ: македонская фаланга