В наследство от своих предшественников Екатерина получила три главных направления во внешней политике. Первое из них - северное. Шведы постоянно стремились вернуть утраченные в петровские времена земли, но успех им не сопутствовал: зенит величия Швеции, достигнутый при Карле XII, при нем же был утерян безвозвратно. После Северной войны страна никак не мгла восстановить свои экономические и людские ресурсы до уровня, достаточного для успешной войны с Россией. Это, однако, не исключало присутствия в Стокгольме сил, готовых воспользоваться любым удобным случаем, чтобы попытать счастья. О давних чаяниях шведов в Петербурге хорошо знали и были готовы к отпору.
На южном направлении с давних времен мечтой правителей России был выход к берегам теплого Черного моря, что диктовалось потребностями экономики и обороны страны. Здесь истекшие со времени Прутского похода десятилетия внесли существенные коррективы в соотношение сил: Османская империя клонилась к упадку, на ее владения с жадностью поглядывали многие европейские державы, в то время, как Россия находилась на вершине славы и могущества. Робость перед турками и на смену осторожной оборонительной тактике пришли широкие наступательные замыслы и уверенность в скорой победе над некогда грозным неприятелем. Но одолеть Турцию в одиночку было невозможно, и потому уже в петровское время Россия искала союза с Польшей и Австрией. Условием союза с Австрией была поддержка Россией так называемой «прагматической санкции» — документа, по рому после смерти императора Карла VI (он умер в 1740) престол должен был перейти к его дочери Марии-Терезии. Австрийское правительство было так заинтересовано в поддержке «прагматической санкции», что ради этого готово было идти на любые уступки. Союз с Австрией и привел Россию к столкновению с Пруссией в Семилетней войне.
Традиционным было и третье - польское направление, отражавшее стремление России к объединению в составе Империи всех земель населенных близкородственными русским народами - украинцами и белорусами. В XVIII в. Речь Посполитая переживала примерно такие же тяжкие времена, как и Османская империя. В то время как соседи развивали промышленность и торговлю, создавали мощные вооруженные силы и крепкие абсолютистские режимы, Речь Посполитая не могла преодолеть сепаратизм магнатов, изжить политический хаос , и стала легкой добычей своих соседей: Пруссии, Австрии и России. Уже при Петре I Россия, не колеблясь, стала применять в отношении Польши методы силового давления, которые с этого времени стали обычными в русско-польских отношениях. Российская империя использовало слабость польского государства для постоянного вмешательства в его внутренние дела и противодействия усилению этой страны. Польша становилась, по сути, игрушкой в руках России, что отлично осознавала Екатерина II.
1724 год подписание Константинопольского договора;1714 победа у мыса Гангут; 1716 публикация Военного устава Петра; 1708 битва у Лесной под Пропойском; 1705-1708 военные действия в районе Гродно; 1700 начало Северной войны; 1720 издание Морского устава; 1711 Прутский поход Петра Великого; 1721 подписание Ништадского мирного договора со Швецией по которому Эстляндия отходила к России; 1699 указ петра1 о переносе начала года вРоссии с 1 сентября на 1 января. Таким образом, промежуток между новогодними праздниками в России составил всего 4 месяца. Одновременно Россия перешла с летосчисления от «сотворения мира» (7208 год) на летосчисление от Рождества Христова
2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Совнарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодичную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931 г. - и в районах с кочевым населением.
В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.
В конце 1930-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.