Ю́рта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников.
священное место на юрте Шанырак
Шанырак это место где сидят гости почётные
Центральный, и самый главный элемент юрты – тундук или шанырак, круг на верхушке юрты, символ родного очага, украшающий собой флаг
Внутреннее убранство юрты
Внутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Казахстана. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение.
В центре юрты, считающемся по поверьям казахов “пуповиной” жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.
В первой половине 16ого века крестьяне разделялись на три вида: черносошные, монастырские и владельческие.
Черносошные жили на землях, принадлежащих государству.
Монастырские жили на монастырских землях, а владельческие проживали на территориях, принадлежавших дворянам, боярам и князьям.
В результате государственной политики, которая выдавала служащим поместья, число владельческих крестьян постоянно росло. Они платили своему хозяину специальный налог, который назывался оброком. Оброк выплачивался либо в денежном, либо в продуктовом эквиваленте.
Натуральный платёж состоял из части собранного урожая. Также существовал такой вид налога как барщина. Он заключался в обработке земли хозяина.
Царь Иван Третий к середине 16 века издал особый документ под названием Судебник. Данный документ ограничил права крестьян и сделал их более зависимыми от своих хозяев. Это привело к частичной миграции крестьян на южную часть Руси, где на тот момент было много неосвоенных территорий.
Такие крестьяне организовывали казацкие станицы и жили по своим законам. Изначально казаки были помехой для российских властей, однако потом царь нанял их на государственную службу, назначив на охрану пограничных территорий
мы знаем, что очень важным показателем культуры народа-это уровень грамотности и образованности. В русских землях этот показатель медленно, но повышался. росла нужда в грамотных и образованных людях, С XIV в. начинают использовать бумагу вместо пергамента. потребность вести записи потянул за собой ускорение письма.меняется написание букв, а с XV в. поевляется скоропись.
В XVI в. появиляются первые учебные пособия. Иван Федоров во Львове 1574 г. издал русский букварь,потом в Москве были представлены руководства по грамматике и арифметике.
Об уровне просвещения народа можно судить по книжному делу. В XIV-XVI вв. оно начинает развивается. Книги в это время продолжают оставаться рукописными.К XV в. в монастырях собирают библиотеки.чтение вслух еще более расширило круг приобщенных к «книжной премудрости».
события XV-XVI вв развитию литературы.вместе с существующими жанрами, появляются новые, меняются уже те которые есть, расширяется круг пишущих.
главным жанром остается летописание.Московское летописание пришло в первой половине XIV в. Возрождение русского летописания приходится на конец XIV - начало XV вв.самым распространенным жанром этой эпохистановятся военно-исторические повести.