ответ: чешских магистров и студентов, отражавших настроения и идеологию широких кругов чешского бюргерства, в богословских и философских сочинениях виклефа привлекали критика католического духовенства и отрицание его прав на богатства и земельную собственность. виднейшим вождём чешской реформации стал магистр пражского университета ян гус .с 1398 г. гус стал преподавать в пражском университете и в том же году выступил на публичном диспуте в защиту учения виклефа. в 1403 г. ян гус стал ректором университета. к этому времени он имел также сан священника и был проповедником вифлеемской часовни. став ректором университета, гус старался обеспечить в нём руководящую роль чешских учёных. в 1409 г. король вацлав iv был вынужден предоставить чехам в университетом 3 голоса, а немцам — только один. потеряв своё господствующее положение в университете, немцы ушли из него и создали свой собственный университет в лейпциге. имя гуса приобрело популярность в самых широких кругах чешского общества. на первых порах проповедь гуса встречала одобрение не только бюргеров и земанов, но и крупных светских феодалов и даже самого короля вацлава iv, охотно поддерживавших мысль о том, что церкви надлежит вернуться к «евангельской простоте» и отказаться от огромных земельных владений.
католическое духовенство, возглавляемое пражским архиепископом, выступило против гуса, обвинив его в подрыве церковного авторитета и власти, в распространении еретических учений. гус и его сторонники были отлучены от церкви . но гус продолжал выступать с проповедями в вифлеемской часовне. ряды его сторонников росли, всё более пополняясь горожанами и крепостными крестьянами чехии. наконец, архиепископ наложил на прагу интердикт. однако эта мера вызвала лишь новую волну возмущения во всей чехии и ещё больший подъём реформационного движения. расширение реформационного движения, острота конфликта между гусом и католической церковью, а особенно появление в проповеди гуса антифеодальных идей и прежде всего идеи о том, что не следует повиноваться «неправедным властям» , напугали короля и крупных феодалов, и они перешли от прежней политики нейтралитета к репрессиям. в 1412 г. гус выступил против объявленной папой иоанном xxiii публичной продажи индульгенций в чешском государстве. иероним пражский, близкий друг гуса, обратился к народу с призывом организовать манифестацию протеста. состоялось шествие, участники которого предали папские буллы сожжению. это открытое выступление сторонников гуса немедленно вызвало карательные меры со стороны властей: они приказали казнить трёх участников антипапского выступления. сам гус был вынужден по приказу короля оставить прагу и поселиться вблизи козьего замка, неподалёку от того места, где возник впоследствии город табор. сформулированное в ряде трактатов учение гуса шло в отрицании католических догм гораздо дальше реформационных учений его предшественников. гус не только объявил католическую церковь «нехристианской» , не только отвергал все, что не находило подтверждения в «священном писании» , но и признал право каждого верующего руководствоваться в делах веры собственным толкованием этого писания. по характеру требований проповедь гуса была бюргерской, но по мере обострения классовой борьбы в стране гус критиковал католическую церковь все более остро и непримиримо.
в самом общем виде его учение заключало в себе и требования простолюдинов, и требования крестьян. по мере же того как интересы эксплуатируемых все дальше отходили от умеренных стремлений бюргерства, сам гус все более приближался к массам. одновременно с гусом в праге имелись и проповедники, непосредственно выражавшие интересы плебса. так, николай и петр из дрездена требовали, чтобы церковные земли были немедленно конфискованы и розданы бедноте. революционную пропаганду вели также безвестные проповедники народно-еретических сект, деятельность которых никогда не прерывалась.
объяснение:
ответ:
сигизму́нд iii (польск. zygmunt iii waza, швед. sigismund i; 20 июня 1566 — 30 апреля 1632) — король польский и великий князь литовский с 27 декабря 1587 года, король шведский с 27 ноября 1592 по июль 1599 года, внук густава ваза и сигизмунда старого, сын шведского короля юхана iii и екатерины ягеллонки, отец владислава iv.
королевский титул на латыни с 1592 года: sigismundus tertius dei gratia rex poloniae, magnus dux lithuaniae, russiae, prussiae, masouiae, samogitiae, liuoniaeque etc. necnon suecorum, gothorum, vandalorumque haereditarius rex.
перевод: сигизмунд третий, божьей милостью король польский, великий князь литовский, , , мазовецкий, жмудский, ливонский и прочий, а также наследный король шведов, готов и венедов.
будучи избран на престол речи посполитой, сигизмунд стремился объединить под своей властью речь посполитую и швецию. на короткое время ему это удалось. в 1592 году он объединил под личной унией оба государства, но в 1595 году шведский парламент избрал герцога седерманландского регентом швеции вместо отсутствующего короля. попытки вернуть шведский престол сигизмунд не оставлял до самой смерти.
сигизмунд остался достаточно противоречивой фигурой в речи посполитой. с одной стороны, его долгое правление пришлось на высшую точку могущества польско-литовского государства. с другой, при нём проявились первые признаки упадка, которые в будущем к гибели речи посполитой.
питер пауль рубенс. конный портрет сигизмунда iii. около 1624. национальный музей швеции, стокгольм
родился 20 июня 1566 года в замке грипсхольм, где его мать катерина ягеллонка сопровождала своего мужа — юхана, заключённого своим братом эриком xiv. сигизмунд был воспитан иезуитами в духе воинствующего католицизма[2].
как потомок ягеллонов по женской линии, 21-летний принц сигизмунд в 1587 году был избран польским королём, стараниям своей тётки анны ягеллонки и великого коронного гетмана яна замойского. приглашая последнего ягеллона и наследника шведской короны на трон, польско-литовская сторона рассчитывала уладить со швецией территориальные проблемы и получить спорные земли на севере страны.
вскоре после коронации сигизмунд выступил против своего соперника, эрцгерцога австрийского максимилиана; последний был разбит под бичиной и взят в плен (1588), но отпущен на свободу по договору 1589 года, по которому отказался от всяких притязаний на престол речи посполитой. сигизмунд ни своей наружностью, ни характером не понравился польско-литовской шляхте; нерасположение к нему ещё больше усилилось, когда, выехав в ревель (1589) для свидания с отцом, он тайно вступил в переговоры с эрнестом, герцогом австрийским, и на известных условиях готов был отречься в его пользу от короны. молодой король не расположил в свою пользу и могущественного замойского. первым поводом к раздору между ними послужила эстляндия, которую сигизмунд обещал в договорных пунктах присоединить к речи посполитой, но не исполнил обещания. результатом этого был инквизиционный сейм против короля (1592) и ослабление королевской власти. место замойского, который рассчитывал королём, заняли иезуиты.
главной своей сигизмунд поставил в речи посполитой католицизма, уничтожение протестантизма и православия. подавив восстание косинского (1591—1593) и восстание наливайко (1594—1596), активно способствовал заключению брестской унии в 1596 году. борьбу с «врагами веры христовой» — православным царством и протестантской швецией — он считал основной во внешней политике[2]. наряду с этими сигизмунд руководствовался династическими интересами.
ослабление власти короля
во внутренней жизни речи посполитой царствование сигизмунда является началом эпохи разложения государства. крупнейшими событиями были рокош зебжидовского и утверждение на сеймах начала единогласия.
главной причиной рокоша явились систематические попытки сигизмунда к утверждению абсолютизма, которые, впрочем, постоянно отвергались сеймами. сигизмунд стремился ограничить права сеймов, преобразовать прежние должности в зависимые от короля чины и организовать польское можновладство с майоратов, обладание которыми давало бы голос в сенате. при всех своих стремлениях к абсолютизму сигизмунд, однако, сам содействовал торжеству принципа единогласия на сеймах, которым в корне подрывалась возможность реформ. когда замойский на сейме 1589 года выступил с предложением, чтобы решения сейма постановлялись по большинству голосов, то противником этого проекта явился сам король, который выставил против замойского оппозицию опалинского. правительственная анархия, утвердившаяся при сигизмунде, нашла себе теоретическое обоснование в теории «золотой вольности».
объяснение: вот
Однією з головних причин появи гуманізму науковці називають зміну ... середньовічною культурою, проте багато ідей Ренесансу визрівали саме в середньовічному середовищі.