Джадидизм - идеология исламского модернизма в Российской Империи конца XIX века.
Объяснение:
ДЖАДИДИЗМ (от араб. усуль аль-джадид - новый метод) - общественно-политическое движение за обновление исламской культуры и общества среди российских мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии 1880-1920-х годов.
Начало движению положила реформа образования (введение нового звукового метода обучения грамоте в начальных школах-мектебах, естественных дисциплин и классно-поурочной системы обучения в медресе). При этом преподавание было переведено с арабского и персидского на родной язык, который стал отдельным учебным предметом. Сторонники джадидизма (джадиды) критиковали мусульманских традиционалистов-кадимов, выступали за пересмотр основ исламского знания с учётом требований современности (см. Иджтихад), развитие науки, издание газет и журналов на родном языке. Во время Революции 1905-1907 годов и Февральской революции 1917 года джадиды выдвигали политические требования культурно-религиозной автономии мусульманских народов России, часть из них стремилась к объединению мусульман на основе панисламской и пантюркской общности.
Культурно-просветительное течение в джадидизме создал крымскотатарский просветитель и публицист Исмаил-бей Гаспринский. Политическое течение в джадидизме к началу XX века возникло в Поволжье. Джадидизм испытал влияние идей татарских реформаторов XVIII века. Абд ан-Насира аль-Курсави, Мурат-муллы и Батырши, а также мусульманских реформаторов Ближнего Востока конца XIX - начала XX веков Джамаль ад-Дина аль-Афгани, Мухаммеда Абдо и др.
Культурными центрами движения были медресе Зинджирлы в Бахчисарае, Мухаммадия в Казани, Галия и Усмания в Уфе, Хусайния в Оренбурге, Расулия в Троицке, Низамия в Астрахани, Буби в деревне Иж-Бобья. В различные периоды к джадидизму принадлежали учителя, публицисты, предприниматели: братья Акчурины, Г. Баруди, семья Буби, Р. Ибрагимов (1857-1944), М.Г. Исхаки (1878-1954), З. Камали (1873-1942), Ф. Карими, С. Маджиди (1878-1956), С. Максуди, З. Расулев, Р. Фахретдинов и др.
Между революциями 1905-1907 и 1917 годов на базе джадидизма возникли партии «Иттифак аль-муслимин» в Поволжье, «Милли фирка» в Крыму, «Мусават» в Азербайджане, «Алаш» в Казахстане, младобухарцы и младохивинцы, «Шура-и ислами» в Туркестане. После 1917 года часть джадидов поддержала советскую власть, другие оказали вооруженное сопротивление и позднее эмигрировали. Оставшиеся в СССР стали жертвами репрессий 1930-х годов.
Джадидизм оказал влияние на процесс секуляризации культуры и общественной жизни мусульманских регионов России, завершившийся в ходе советских культурных преобразований.
Древнейшим населением Апеннинского п-ова были лигуры, которых затем пришлые индоевропейские племена (италики, иллирийцы и греки) вытеснили на северо-запад полуострова. К сер. 1-го тыс. в этнич. плане Древняя Италия представляла собой конгломерат разл. племён: на севере, на склонах Альп и Апеннин, и на северо-западе обитали лигуры, в Паданской долине обосновались кельты, в Ср. Италии жили этруски (обл. Этрурия), умбры (Умбрия), латины осели в районе Лация, который окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков. Самний заселили самниты и сабеллы. В юж. областях проживали племена осков и япигов. Осн. население о. Сицилия составили сикулы и сиканы, а с 9 в. до н. э. там поселились финикийцы. В 8 в. до н. э. началась греч. колонизация Сицилии, Юж. Италии и Кампании.
Р. Д. возник как город на р. Тибр, разделявшей Лаций и Этрурию. Основу рим. народа квиритов составили общины латинов, проживавших на Палатине и соседних холмах. В генезисе рим. народа приняли участие также этруски, особенно после завоевания римлянами части правого берега Тибра. Согласно поздней историч. традиции, на Квиринале обитала община сабинов, однако, по всей видимости, она сложилась только после покорения этого народа в 3 в. до н. э. К кон. 6 в. до н. э. Р. Д. стал крупнейшим городом Лация, пл. ок. 300 га и с населением ок. 35 тыс. чел. К сер. 4 в. до н. э. число граждан выросло приблизительно до 350 тыс. чел. Покорение этрусков, самнитов, умбров, пиценов и др. племён привело к их романизации, в результате которой к 1 в. до н. э. сложилась единая италийская народность, языком которой стала латынь.
Подчинение территории всего Апеннинского п-ова, а затем Сицилии, Галлии, Испании, островов Сардиния и Корсика в 3 в. до н. э. привело к созданию на присоединённых территориях римских провинций, население которых подвергалось разл. степени романизации (распространение рим. форм политич., экономич. жизни, культуры и т. д.). Перед 2-й Пунической войной (см. Пунические войны) население Италии (к югу от р. По) насчитывало ок. 4 млн. чел., из них римлян – ок. 1245 тыс. чел.
В течение 2–1 вв. до н. э. б. ч. Средиземноморья стала рим. провинциями. На западе были покорены лузитаны, кельтиберы, галлы, на востоке – иллирийцы, греки, македоняне, народы Малой Азии, Сирии, Сев. Африки и Египта. В 125 насчитывалось 395 тыс. мужчин-граждан, в 86 – 463 тыс., в 70 – 910 тыс., а по цензам 28 и 8 – 4063 тыс. и 4233 тыс. соответственно. Население города Рим при Августе оценивается в 800–1200 тыс. чел. К рубежу н. э. всё население рим. гос-ва составляло от 40 до 56 млн. чел. (из них в Европе 18–31 млн. чел., в Азии 16–19,5 млн. чел., в Сев. Африке 5–11,5 млн. чел.).
Первые 2 века н. э. население Рим. империи росло за счёт завоеваний. В Испании были покорены астуры и кантабры, завоёвана почти вся Британия до границ Шотландии, подчинены все галльские и герм. племена к западу от р. Рейн, племена иллирийцев, славян и фракийцев, составивших население провинций Дунайского региона. При имп. Траяне подчинены даки. В состав империи также были включены Каппадокия и Иудея. В 115–116 Траян захватил Месопотамию до побережья Персидского зал., образовав 3 провинции: Армения, Ассирия и Месопотамия. Однако поддержки эллинизированного и греч. населения городов Месопотамии оказалось недостаточно, и Траян был вынужден вывести войска за р. Евфрат. По цензу Августа в 14 насчитывалось 4937 тыс. граждан, а при Клавдии в 47 – 5984 тыс. чел. из общего населения порядка 45–55 млн. чел., проживавшего на пл. 3339,5 тыс. км2. При Траяне население империи выросло примерно до 70 млн. чел., однако в результате эпидемий вновь сократилось.
В 4 в. численность населения составила ок. 56 млн. чел., из них 22 млн. чел. проживали в зап. части Империи (пл. 2364 тыс. км2), 34 млн. чел. – в восточной (пл. 975,5 тыс. км2).
Исторический очерк
Традиционно история Р. Д. датируется 753 до н. э. – 476 н. э. В ней выделяют 6 периодов: царский (8–6 вв. до н. э.); ранняя Республика (5–3 вв. до н. э.); поздняя Республика (2–1 вв. до н. э.); ранняя Империя, или принципат (1–2 вв. н. э.); кризис 3 в.; поздняя Империя, или доминат (4–5 вв.).
Вся история формирования русской нации – есть процесс укрепления духовности и доказательство превосходства духовной силы над материальностью. В работе рассматриваются понятие духовной культуры, условия формирования русской культуры, особенности русского национального характера, духовные ценности русской культуры. Иллюстрируя и расшифровывая высказывание Д.С. Лихачёва об историческом пути русского народа, автор сочинения рассматривает понятие духовной культуры, убедительно и подробно анализирует исторические условия формирования русской духовности, объясняет феномен русского национального характера, иерархию духовных ценностей русской культуры в сравнении с западной цивилизацией. При этом используются материалы произведений как Д.С. Лихачёва, так и других русских и зарубежных философов, историков, писателей. Положения, высказанные автором сочинения, аргументированы и точно сформулированы.
Джадиди́зм — идеология исламского модернизма в Российской империи конца XIX — начала XX века. Противостоял кадимизму — консервативному направлению в российском исламе. Иногда джадидизм понимают широко как синоним мусульманского модернизма в целом и тогда к нему относят даже таких людей как Джамалуддин аль-Афгани.