Афганистан был традиционно достаточно спокойной страной, насколько спокойным может быть мусульманское государство с присущей ему постоянной междоусобной борьбой. К 1973-1974 годам внутриклановые противоборства начали усиливаться, и в 1978 это вылилось в так называемую «апрельскую» или «саурскую революцию» (что в переводе означает «революция быка»).
В результате этой революции к власти пришла Народно - демократическая партия Афганистана (НДПА). Афганистан был объявлен Демократической Республикой. Нур Мухаммед Тараки, принадлежавший к группировке «Хальк», стал президентом Демократической Республики Афганистан. Бабрак Кармаль из фракции «Парчам» - вице-президентом и вице-премьером, а Хафизулла Амин из «Халька» получил посты второго вице-президента и министра иностранных дел. Они были убеждены, что развитие страны по пути социализма с опорой на поддержку СССР создаст наилучшие возможности для модернизации, преодоления экономической и социальной отсталости. Однако большинство племенных вождей и мусульманского духовенства отвергли идею преобразований. В условиях начавшейся межэтнической, религиозной войны 19 июля Тараки и Амин ставили вопрос о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств.
10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от продолжительной тяжелой болезни. Хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два дня до этого задушили его по приказу Амина охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 г. в Афганистане фактически началась гражданская война. К сожалению, при Х.Амине, этом маленьком афганском Пол Поте, авторитет новой власти был подорван массовыми арестами, расстрелами неугодных, поспешными, не отвечающими национальным традициям реформами, казнями мусульманских богословов. Численность многих соединений афганской армии в 1979 г. сократилась в три-четыре раза, численность офицеров - даже в 10 раз. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. В декабре 1979 г. во время штурма советскими спецподразделениями президентского дворца погиб Амин. В Афганистан вошли советские военные части. Главой партии и государства стал Бабрак Кармаль. Курс на « строительство социализма» продолжался.
Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Стали создаваться вооруженные отряды моджахедов. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключен ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска были выведены из Афганистана.
Несмотря на соглашения, попытки властей добиться национального примирения не удались. В 1992 г. вооруженные отряды моджахедов захватили Кабул. Власть перешла к Совету джихада. Страна была провозглашена исламским государством. Руководитель Исламского общества Афганистана Б.Раббани стал выполнять функции президента страны. Вместе с тем продолжалась борьба за власть в центре и на местах между командирами военных формирований, принадлежавшими к разным партиям и национальным группам.
В 1995 году в борьбу включилось исламское движение «Талибан». Его организаторы талибы – бывшие студенты духовных училищ подготовку в военных лагерях оппозиции.
В сентябре 1996 года талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны. Осенью 2001 года, после отказа правительства талибов выдать США Усама бен Ладена, в Афганистане была проведена военная операция с целью смещения правительства. В ней участвовали наряду с американцами силы вооруженной антиталибской оппозиции. Талибы покинули Кабул. В декабре 2001 г. была сформирована новая временная администрация Афганистана. В 2004 г. избран новый президент страны. Сегодня президентом страны является Хамид Карзай.
КУЛЬТУРА УСУНЕЙ И КАНГЮЕВ.
Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.
Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно.