1)Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу ?
Поскольку теория "Москва-третий Рим" относится к 16 веку, то я предположу, что этот вопрос тоже.
В то время произошло возвышение Москвы, Россия только освободилась от ордынской зависимости, и в связи с этим литература (как и культура, в целом) начала включать исторический жанр.
Помимо классических уже летописей, были жития святых и жития князей, а также различные былины о русских богатырях.
Литература стала использоваться как инструмент укрепления государственности, такая средневековая пропаганда. Например, было множество книг, посвященных Ивану Грозному (но это уже конец века).
2)В чем главная идея теории "Москва -третий Рим"?
Теория "Москва - третий Рим" была сформулировала Филофеем в первой четверти 16 века. Своей теорией он хотел описать роль и значимость России в мире.
В теории он поставил русского царя в один ранг с римскими императорами и Константином Великим. Главная идея заключалась в преемственности империи. Рим пал, и "вторым Римом" стал Константинополь, и после османского завоевания "второй Рим" тоже пал, а вот Москва, как преемственница Византийской империи никогда не падет, и будет вечно великой.
По сути это только оправдания в пользу византийской "принадлежности" России, мол она наследница Византии.
Крестьянский надел был со всех сторон окружён «отрезками», принадлежавшим помещику. Крестьянин был вынужден арендовать эту землю у помещика, чтобы прокормит свою семью.Крестьяне, которые обрабатывали свои наделы, не нанимались на работу к помещику. Если будешь работать на помещика, своя земля останется необработанной. Безземельные крестьяне в основном уходили на заработки в город. Поэтому помещик сдавал в аренду крестьянам «отрезки» не за деньги, а за «отработки».
Низкая производительность крестьянского труда при работе на помещика. Урожайность в помещичьих хозяйствах, применявших отработочную систему, была ниже, чем даже на крестьянских надельных землях