В России одним из самых многочисленных типов археологических памятников в степной и лесостеп- ной зонах являются курганы (курганные могильники, курганные группы, одиночные насыпи). Они пред- ставляют остатки древних погребальных сооружений, отмеченных земляной насыпью обычно округлой, реже овальной, квадратной, а иногда и более сложной формы. Их образно называют «степными пирамида- ми». Курган мог служить последним пристанищем одного человека, но мог быть целым кладбищем людей, в том числе погребенных в разное время. Чаще всего курганы встречаются скоплениями (группами), а иногда их насыпи образуют целые ансамбли («кур- ганные поля») самой различной планировки [1, c. 176–186]. При этом, как показывают археологичес- кие раскопки, погребения в них нередко совершались не одновременно, а с разрывом в столетия, иногда даже в тысячелетия. Поэтому за такими памятниками закрепилось условное название «могильники дли- тельного накопления».
Следствием реформ Петра, коснувшихся как прямо, так и косвенно землевладельческого населения России, было прежде всего объединение класса землевладельцев. Теперь он распадается только на две больших группы — крестьян, крепостных своим владельцам, и крестьян, крепостных государству. Те и другие записаны в общие ревизские сказки и все платят подушную подать. До Петра, когда подать была поземельной и размер её определялся размером пашни, крестьяне старались уменьшать запашку, чтобы меньше платить. Когда в XVII веке подать стали брать со двора, крестьяне расширили дворы, скучиваясь на одном, чтобы достичь таким путём уменьшения казённой подати. Перенос подати со двора на самого работника дал возможность крестьянам пахать больше земли и освободил их от необходимости сокращать собственную предприимчивость, прячась от подати во дворе. До Петра и до введения подушной подати при нём у крестьян считалось недосягаемым благом иметь возможность разрабатывать надел в шесть десятин. К концу XVIII века обычным явлением в русском крестьянстве являются наделы в десять десятин. В этом обстоятельстве можно видеть положительное значение земледельческих и податных реформ Петра.