В Российской империи с 1725 года по 1917 год существовал орден Святого Александра Невского, а в СССР с 1942 года по 1991 год существовал орден Александра Невского.
Орден Святого Александра Невского был учреждён Екатериной I в 1725 году и предназначался для награждения как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами.
29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии.
После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации»[1] и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2557-I «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации „О государственных наградах Российской Федерации“»[2]. Однако как государственная награда Российской Федерации орден не имел официального статута и описания, награждение орденом государством не производилось.
Во внешней политике России после Петра I по-прежнему преобладали три основных направления:
- балтийское (приоритетной задачей русской дипломатии являлось предотвращение реванша Швеции, удержание всех своих владений и господствующего положения на Балтике);
- польское (закрепление влияния России в Польше);
- черноморское (возвращение Приазовья, стремление выйти к Черному морю).
Особенности:
1) внешняя политика России во второй четверти XVIII в. носила менее активный характер, чем при Петре I;
2) началась перестройка армии на европейский манер;
3) много сил отнимало строительство оборонительных линий на юге и юго-востоке страны;
4) командные посты в армии находились в руках иноземцев.
Общественная мысль:Наглядным свидетельством роста политического сознания дворянства явилась попытка Верховного тайного совета в 1730 г. изменить форму правления России. Наиболее ярким выразителем этих настроений был князь Д.М. Голицын - видный государственный деятель, в разное время занимавший посты киевского губернатора, президента Камер- и Коммерц-коллегий, члена Верховного тайного совета. Образную характеристику Голицыну дал историк XIX в. Д.А. Корсаков. По его словам, Голицын - «двуликий Янус, стоящий на рубеже двух эпох нашей цивилизации - московской и европейской. Одним своим лицом он вдумчиво глядит в былое Руси, другим - самонадеянно приветствует ее грядущее». Составленные под его руководством документы «верховников» - «Кондиции» и Пункты присяги (или Проект формы правления), по мнению историков (М.Н. Зуев), могли бы послужить основой будущей конституции. Известно, что в планах преобразований политического устройства Голицын шел много дальше своих коллег и предлагал разделить законодательную власть между Верховным тайным советом и двумя палатами выборных представителей от дворянства и горожан, что содействовало бы образованию широкой формы представительного правления.
Однако «конституционное движение» января-февраля 1730 г. вызвало сплоченный отпор бывших сподвижников Петра во главе с главным идеологом Петровского времени Феофаном Прокоповичем (русский государственный и церковный деятель, писатель). В дальнейшем в этом кругу сложилось интеллектуальное содружество, названное Прокоповичем «ученой дружиной». В него входили ученый, поэт и дипломат А.Д. Кантемир, государственный деятель и историк В.Н. Татищев, государственный деятель и дипломат А.П. Волынский. «Ученая дружина» выступала за развитие тех традиций внутренней и внешней политики Петровской эпохи, которые обеспечивали политическую и экономическую мощь государства, за прогресс в области науки и просвещения. Но при этом в основе всех представлений членов «ученой дружины» лежала твердая убежденность в правомерности и незыблемости неограниченной монархии, сословного строя и дворянских привилегий.