Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.
Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.
В 15 веке был создан знаменитый аристократический хеннин — конусовидная шляпка, «визитная карточка» средневековой принцессы или феи (надо сказать, что просуществовал он недолго и был запрещен церковью). Такие невероятные конструкции плохо закрывали волосы, поэтому женщины начали удалять их в передней части головы, создавая модные «высокие лбы».Появление внутреннего рынка, обособленность хозяйств и районов, стремление феодальных государств к территориальным захватам. Крупные массивы суши были полностью поделены между различными государствами. Киевская Русь, Византия, Португалия, Римская империя, Англия, Испания и др.
Борьбу возглавил Альфред Великий.