В первой половине XVI века в Нидерландах, являвшихся с 1512 года частью Священной Римской империи, а с 1549 года – наследственным владением дома Габсбургов, начали распространяться протестантские учения. Это обстоятельство, а также социально-экономическая политика Испании, привели к возникновению антииспанского движения в стране, в ответ на которое Испания ввела войска в Нидерланды. В стране началась партизанская война. В 1579 г. страна раскололась на лояльные испанскому королю южные провинции и мятежные северные провинции, которые вскоре объявили себя независимой республикой. До 1648 года Республика Соединенных Провинций, оставаясь де-юре испанской территорий, де-факто была независима. Боевые действия между Голландией и контролируемыми Испанией южными провинциями велись (с перерывом на 12 лет с 1609 по 1621 гг.) до подписания в 1648 году Мюнстерского договора между Испанией и Нидерландами. Этот договор являлся частью европейского Вестфальского мира, завершавшего Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг. Голландская республика была признана в качестве независимого государства и сохранила контроль над территориями, завоёванными на поздних этапах войны.
1) Культура Московской Руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.
Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли» , «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.
Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни) . Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор) , Серпухове, Звенигороде (успенский собор) .
Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т. к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение» .
Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные) . В Новгороде церковь Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.
Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил. , Троица (в Третьяковской галерее).
Образование
1.Возглавлял академический центр республики
2.Занимался активной научно просветительской деятельностью
Лингвистика
1.Разработал на основе арабской вязи письмо тоте жазу
2.Автор пособия по родному языку в трёх книгах
Вывод: Ахмет байтурсынов был проводником в мир знаний и науки для казахского народа.