Итогом смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны. Посевные площади сократились почти в 30 раз. Причиной разорения деревень была нехватка рабочих: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, часто уходили к казакам на юг. Оставшиеся не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Численность бобыльских дворов составляла более 40%, а в западных районах страны — до 70%. Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий, оскудения дворянства. Многие из дворян становились не только казаками, но даже холопами у богатых бояр. А это грозило ослаблением социальной базы монархии. Разорены были многие южные и западные города России. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. В северных и восточных районах страны последствия Смуты проявлялись в меньшей степени. В запустении была и государственная казна. Даже расходы первого и второго ополчения, а затем становление новой династии оплачивало не столько само государство, а богатые купцы — Строгановы, Светешниковы, Никитниковы, Гурьевы, Шорины. В этих условиях перед властью встала задача найти источники экономического возрождения страны.
Объяснение:
Реализм (вещественный, действительный) - творческий принцип правдивого, объективного отражения действительности. Реализм возник как преемник-оппонент романтизма.
В разных видах и жанрах искусства формы и приемы отражения действительности различны. Реалистичным является не всякое внешне достоверное изображение действительности, а только лишь в единстве с правдивым отражением существенных сторон реального мира. (В этом состоит различие между реализмом и натурализмом. )
Имя новому движению в живописи дал Гюстав Курбе (1819-1877). В 1855 г. он организовал свою персональную выставку в Париже и назвал ее «Павильон реализма» . Курбе хотел учиться только у природы, стремился раскрыть значительность и скрытую поэзию повседневной жизни («Послеобеденный отдых в Орнане» , «Дробильщики камней») .
В пейзажной живописи объективно-предметное отображение действительности воплотилось в творчестве группы художников «барбизонской школы» : Теодор Руссо (1812—1867), Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878), Жюль Дюпре (1812—1889) и др. , работавших в 30-60-е годы XIX в. в деревне Барбизон близ Парижа. Они наблюдали и постигали природу в ее многообразных и изменчивых обычных состояниях, воссоздавали подлинный характер национального ландшафта.
Реализм второй половины XIX в. чаще называют критическим. Характерным жанром литературы здесь становится социально-психологический роман. В критическом реализме социально обосновываются формирование и проявление характеров, судьбы людей, общественных групп, отдельных классов, но не судьба общества в целом.
В западноевропейской литературе первыми обозначили реализм главной чертой своего творчества Ч. Диккенс («Домби и сын» , «Оливер Твист») , Стендаль («Красное и черное») . Они видели трудность достижения счастья и независимости личности в обществе, основанном на власти денег. Обогащение для возвышенной и духовно цельной личности недостижимо или духовно разрушительно.
Особую остроту критический реализм обретает в России, где он показывает общество как «темное царство» «униженных и оскорбленных» , «бедных людей» , а страдания человека - как «обыкновенную историю» (А. Пушкин, Л. Толстой, А. Чехов, Ф. Достоевский) .
Русский реализм выдвинул главные идеи новейшего времени - самосовершенствование личности, непротивление злу насилием, смирение.
Русский реализм в живописи ярче всего проявился в творчестве художников-«передвижников» И. Крамского, И. Репина, И. Левитана и др.
В музыке - в творчестве М. Глинки (опера «Иван Сусанин») , композиторов «Могучей кучки» , П. Чайковского, итальянского композитора Дж. Верди (оперы «Риголетто» , «Отелло» , «Аида» , «Травиата») .
Объяснение: