ответ:
объяснение:
этнохудожественное наследие чокана валиханова
значительный интерес валиханов проявил к наскальным изображениям, часто встречающимся в горах казахстана. особого внимания заслуживают зарисовки росписи, известной как тамгалытас (каменная писаница): «изображения трех будд на скалах тамгалытас»: в центре — многоликий и многорукий будда чон-рай-чик (чжан-рай-сик); слева — шакль-муни; справа — тан-ла. этот памятник выполнен настоящими мастерами, хорошо знавшими буддийское искусство; роспись сделана высокой и тонкой техникой резьбы по камню, ее отличает четкость рисунка и пластичность контурных линий. все научные данные (д. а. позднеев, г. ф. миллер) говорят о том, что изображения будды и тибетские молитвенные надписи сделаны джунгарами во время их владычества в джунгарии и восточном туркестане.
занимаясь памятниками древнего искусства, ч. валиханов интересовался и образцами древней письменности, знаками семейной и родовой собственности (тамг) и монетами. он изучал традиционные астрономические представления казахов, в частности, казахский народный календарь. результатом этой работы явился этюд «звездное небо» — астрономическая картина звездного неба.
особую ценность для духовной культуры казахов имеют два рисунка валиханова: «баксы» и «казахские музыканты». на рисунке «баксы» изображен древний поэт, играющий на кобызе. несколько рисунок «казахские музыканты». судя по сопроводительным надписям на казахском языке, он представляет значительный интерес для исследователей казахской музыки. здесь даны портреты шести казахских музыкантов, живших в середине xix в.; среди них канкожа валиханов — знаменитый кобызист, сыгравший чокану множество кюев; старый певец, прославленный музыкант досжан; знаменитый певец жанак; неизвестный музыкант; молодая женщина — возможно, казахская поэтесса ажар акын. на рисунке перечислено несколько казахских кюев, очевидно, исполняемых названными музыкантами.
этот лист характеризует наблюдательность валиханова, особенности его манеры рисовать — стремительность, пластичность, немногословность в использовании выразительных средств.
в целом этнохудожественное наследие ч. валиханова имеет значение как одно из основ реалистического направления казахского изобразительного творчества. справедливо замечает академик а. х. маргулан, что «исследование большого художественного наследия валиханова — благороднейшая нашего современного искусствоведения, ибо оно лежит в основе изучения изобразительного искусства казахстана»
правителем улуса стал берке (1257—1266), брат бату. берке ещё в молодости принял ислам, но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров волжской булгарии и средней азии, привлечь на службу образованных мусульман[24]. в его правление значительных масштабов достигло градостроительство, ордынские города застраивались мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями. в первую очередь это относится к сарай-бату, столице государства, которая в это время стала известна как сарай-берке (бытует спорное отождествление сарай-берке и сарай аль-джедида)[25]. оправившийся после завоевания булгар, город в среднем поволжье, стал одним из важнейших и политических центров улуса.