Перед вами картина "Чорна пляма" французького художника Альбера Беттаньє, 1887 рік. 1. 1. Поясніть, як сюжет цієї картини пов'язаний з темою попереднього уроку.
1. 2. Чи бачите ви зв'язок між сюжетом цієї картини і подіями ХХ ст.?
1. 3. Можливо, ви бачите зв'язок між сюжетом цієї картини і подіями ХХІ ст.? (На це питання можете відповісти за бажанням, на оцінку не впливатиме.)
Русский: Перед вами картина "Черное пятно" французского художника Альбера Беттанье, 1887 год.
1. 1. Объясните, как сюжет этой картины связан с темой предыдущего урока.
1. 2. Видите ли вы связь между сюжетом этой картины и событиями ХХ в.?
1. 3. Возможно, вы видите связь между сюжетом этой картины и событиями XXI в.? (На этот вопрос можно ответить по желанию, на оценку не влияет.)
Народно-демократические революции и начальный этап строительства социализма. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы во время войны были образованы Национальные, или Народные, фронты. В них вместе боролись представители коммунистических, рабочих, крестьянских, мелкобуржуазных, а на последнем этапе войны и некоторых буржуазных партий. Все эти разнородные организации объединяла общая цель — восстановление независимости родины. Национально-освободительная борьба против фашизма переросла в народно-демократические революции, которые происходили в странах Восточной Европы в 1944—1945 гг. В ходе их к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которые вошли коммунисты. В итоге ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Восточной Европы в 1944—1945 гг. утвердился новый строй, получивший название народная демократия, а сами страны стали называть странами народной демократии. Программы Национальных фронтов предусматривали ликвидацию собственности нацистских преступников и их сообщников и наказание за национальное предательство. В результате их реализации в государственное ведение перешли предприятия, принадлежавшие германскому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Это привело к образованию мощного государственного сектора. Компартии, игравшие ведущую роль в Национальных фронтах, стали настаивать на национализации собственности национальной буржуазии. Раньше всего это произошло в Югославии, где принятая в январе 1946 г. Конституция предусматривала экспроприацию частной собственности. И уже в конце 1946 г. у частных владельцев остались только мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские. В 1946 г. по настоянию Польской рабочей партии был принят Закон о национализации, по которому произошло огосударствление крупной и средней промышленности. Прекратили существование частные банки. В Болгарии, Венгрии и Румынии наступление на позиции буржуазии велось не путем национализации, а установлением государственного и рабочего контроля над частными предприятиями.
Микеланджело буонарроти (полное имя — микеланджело ди лодовико ди буонарроти симони, итал. michelangelo di lodovico buonarroti simoni; 1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. один из величайших мастеров эпохи ренессанса.подлинное величие микеланджело-архитектора усматривается в пропорциях, имеющих наибольшее значение для всей архитектуры высокого ренессанса. общая характеристика архитектурного творчества микеланджело дополнена многозначительным замечанием, что произвол его поздних построек направлял и оправдывал весь стиль барокко. гений микеланджело наложил отпечаток не только на искусство ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. деятельность его связана в основном с двумя итальянскими — флоренцией и римом. по характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. во флоренции микеланджело создал бессмертный образец высокого возрождения — статую «давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в риме — скульптурную композицию «пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. david. однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. по заказу папы юлия ii он выполнил роспись потолка сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. в 1534—1541 в той же сикстинской капелле для папы льва x исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «страшный суд» . поражают своей красотой и величием архитектурные работы микеланджело — ансамбль площади капитолия и собор св. петра в риме. мир микеланджело в отличие от его современников — леонардо да винчи и рафаэлем с их миром гармонии — разнообразен и противоречив. трудности жизни оказали огромное влияние на его многосторонние восприятие жизни: трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. в 2007 году в архивах ватикана была найдена последняя работа микеланджело — зарисовка одной из деталей купола базилики святого петра. рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора святого петра в риме» . считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г. это далеко не первый случай, когда работы микеланджело находят в архивах и музеях. так, в 2002 г. в запасниках национального музея дизайна в нью-йорке случайно был найден другой рисунок мастера. он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи возрождения. на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей.
Народно-демократические революции и начальный этап строительства социализма. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы во время войны были образованы Национальные, или Народные, фронты. В них вместе боролись представители коммунистических, рабочих, крестьянских, мелкобуржуазных, а на последнем этапе войны и некоторых буржуазных партий. Все эти разнородные организации объединяла общая цель — восстановление независимости родины. Национально-освободительная борьба против фашизма переросла в народно-демократические революции, которые происходили в странах Восточной Европы в 1944—1945 гг. В ходе их к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которые вошли коммунисты. В итоге ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Восточной Европы в 1944—1945 гг. утвердился новый строй, получивший название народная демократия, а сами страны стали называть странами народной демократии. Программы Национальных фронтов предусматривали ликвидацию собственности нацистских преступников и их сообщников и наказание за национальное предательство. В результате их реализации в государственное ведение перешли предприятия, принадлежавшие германскому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Это привело к образованию мощного государственного сектора. Компартии, игравшие ведущую роль в Национальных фронтах, стали настаивать на национализации собственности национальной буржуазии. Раньше всего это произошло в Югославии, где принятая в январе 1946 г. Конституция предусматривала экспроприацию частной собственности. И уже в конце 1946 г. у частных владельцев остались только мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские. В 1946 г. по настоянию Польской рабочей партии был принят Закон о национализации, по которому произошло огосударствление крупной и средней промышленности. Прекратили существование частные банки. В Болгарии, Венгрии и Румынии наступление на позиции буржуазии велось не путем национализации, а установлением государственного и рабочего контроля над частными предприятиями.