Имя Макария связано с составлением Великих Четьих Миней. Работу по частичному написанию, собиранию, систематизации всех «чтомых книг» на Руси он начал еще в Новгороде в 1529 году, а продолжил в Москве. Макарьевские Четьи Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и последующие памятники. Здесь и «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона (середина XI века), труды епископа Туровского Кирилла (XII век), «Паломник» игумена Даниила (XII век), труды Пахомия Серба (XV век), Послания всероссийских митрополитов и т.д. В Минеях нашли место памятники духовной литературы, жития святых, в том числе вновь канонизированных, поучения, памятники борьбы с ересями, с татарским игом, космологией. «Четьи Минеи» являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами Стоглавого собора и Соборов для канонизации - именно обновить и возвеличить Русскую Церковь, - написал академик А.С. Орлов.
Огромным было влияние Макария на русское искусство, в частности, на иконописное. Искусство XVI века утрачивает местные особенности и создается стиль единого Московского государства. Реально это было связано с переходом митрополита в Москву и перемещением с ним новгородских и псковских мастеров иконописи, которые слились с московскими мастерами, образовав «макарьевскую мастерскую». Важнейшим памятником мастерской является, например, икона «Благословенно воинство Небесного Царя» - знаменитый памятник Казанской победы.
В эпоху религиозных гонений в Англии, многие , не хотевшие признать учения и обычаев английской высокой церкви, искали себе религиозной свободы по ту сторону океана. В 1620 г. основана была пуританами, Новая Англия, в 1632 г .— католиками Мариланд и 1682 г. Пенсильвания квакером, Виллианом Пенном. Таким образом поселения росли за океаном все более и более и, в половине 18-го столетия, простирались на 600 миль по берегу моря и на 60 миль во внутрь материка, население - же в них возросло до трех миллионов.
Колонисты принесли с собой в Америку свои вольности и права. Для них они оставили свою роль. Пуритане были последователи швейцарской реформации, желавшие очищения (puritas) церкви от всех позднейших прибавлений и введения в свои обряды простоты апостольской церкви. Пуритане назывались также пилигримами, потому что па этом свете они живут как чужие, как странники, и видят цель свою в небесной родине.
Квакеры—одна из религиозных английских сект, возникших в середине 17-го века.
Основателем ее был Георг Фокс. Они думали, что правление и законы важнее почвы.
Они говорили, что было - бы безумием оставить свободную родину, чтобы сделаться рабами в отдаленной пустыне.
Вот какой дух принесли они с собой в Америку.
Так как английские колонии постоянно брали верх в борьбе с туземцами (Индейцами) и соседними колониями других народов, то колонисты знали цену своим собственным силам и питали к ним доверие.
Могущество их проявилось в самом блестящем виде во время семилетней войны (1756 — 1763), когда они самым существенным образом своей метрополии в борьбе с ее соперниками на море, — с Францией и с Испанией.