Хлопко [ Хлопконское восстание] - принятое в советской историографии и сохраняющееся до настоящего времени обозначение массового бандитизма и разбоя, ставших следствием великого голода 1601—1603 годов в начале Смутного времени. Среди множества действовавших в то время разбойничьих отрядов наиболее крупным, действовавшим у самой Москвы, был отряд атамана Хлопка Косолапа, по имени которого и было названо явление.
И. Басманов - московский дворянин при дворе русских царей Фёдора I Иоанновича и Бориса Федоровича Годунова, царский окольничий и воевода периода Смутного времени.
Григорий Отрепьев [Лжедмитрий |] - монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Около 1601 года бежал из монастыря. По распространённой версии, именно Григорий Отрепьев впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I.
Марина Мнишек - дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло , супруга Лжедмитрия |. Старалась всеми силами взойти на русский престол. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени.
Причины Смутного времени:
1) Слабость государственной власти [ не было наследника на престоле Рюриковичей ].
2) Неподчинение окраин центру.
6) Ужесточение политики закрепощения крестьян.
8) Пресечение законной Московской династии.
Характеристики Смутного времени:
3) Самозванство.
4) Хозяйственная разруха, голод, запустение центральной части русских земель.
5) Вооруженная борьба различных групп русский людей против друг друга [ Граждаснкая война ].
7) Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России.
Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию Окончательно сложился кочевой тип скотоводства, что вовлекло в хозяйственный оборот неосвоенные ранее междуречные степные пространства. Материальная культура саков оказала огромное влияние на окружающие народы. Именно от саков другие народы переняли длинные штаны и короткий кафтан, предки брюк и пиджака. Широкое развитие получило оружейное дело: лук, кинжалы-акинаки, длинные мечи, дротики, копья, боевые топоры, доспехи. Головки стрел стали трехгранными. Сакские ремесленники изготавливали прекрасные зеркала из бронзы. Наряду с выработкой металлических изделий существовало и изготовление керамики, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, ткачество, ковроделие. На территории Казахстана сохранилось большое количество памятников сакской культуры. Это скопления могильников на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Заилийского, джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола, относящиеся к Тасмолинской, Мэйэмирской, Кулажургинской культурам. Саки оставили после себя выдающиеся образцы изобразительного искусства. Во-первых, это “сакский звериный стиль” в изобразительном искусстве, сложившийся в VII-VI веках до н.э. Звери – драконы, пантеры, гепарды, антилопы, изображались в движении, а не статично. Ярким представителем сакской духовной культуры является Анахарсис –философ, живший в середине VII века до н.э., на которого ссылался Аристотель, Диоген Лаэртский. Анахарсис фигурирует в “Никомаховой этике”. Эпоха саков показывает, что великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем, расположенный на стыке Европы и Азии, подобно Греции и Малой Азии.
Д
Объяснение: обьеденил гетьманщину , нанес поражение и польше, и россии