Павел Андреевич Федотов был основоположником критического реализма в русской живописи, это совершенно точно. В своих картинах он умел выражать крупные социальные проблемы того времени. Например, картина «Сватовство майора». О чем говорит нам она?
Дело происходит в купеческом доме. Основным действующим лицом является сваха, которая приводит жениха майора. Все крутятся вокруг нее, пытаются угодить. Потому что от нее зависит состоится ли сватовство или нет. Невеста, естественно, в ужасе. Не исключено, что она вообще первый раз видит своего жениха. Родители хлопочут, сильно заинтересованы в результате.
Конечно, такие на Руси были порядки. Но, по сути, это ведь неправильно. Как можно оценить девушку по приданному, которое за нее дают? Как узнать хорошая она, умная или бестолковая, взбалмошная. Как вообще можно выходить замуж за незнакомого человека? Как же любовь? Почему решают выбор девушки ее родители, ведь не им жить с ним? Очень много вопросов, если честно….
Вот именно этими реалистическими началами наполнены работы Федотова, они пронизаны драматизмом ситуации. В них он отражает свою критическую позицию по отношению к действительности.
Этот факт можно объяснить тем, что на тот момент главенствовала проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты пытались найти ответы на современные вопросы, обращаясь к историческому страны.
Первая половина 19 века – это «золотой век» русской художественной культуры. Он характеризуется стремительной сменой художественных стилей и направлений. Прослеживается тесная взаимосвязь в различных областях искусства. Эти все факторы развитию художественной культуры России, делали ее разнообразной, яркой, достойной.