В 443 Перикл стал стратегом в Афинах и с этого начался расцвет Афин.
Перикл продвигал искусство и литературу. Именно благодаря его усилиям Афины имеют репутацию образовательного и культурного центра древнегреческого мира. Он начал амбициозный проект, который породил большинство сохранившихся сооружений на Акрополе (включая Парфенон). Этот проект украшал и защищал город, демонстрировал его славу и давал работу людям.
Перикл также афинской демократии до такой степени, что критики называют его популистским.
Афинская демократия была уникальной среди политических систем древнего мира, которые были монархиями, где король или другой правитель имел верховную власть над всеми остальными или разделял ее с несколькими избранными аристократами.
Его правление ознаменовывается бедным – бесплатно раздавался хлеб. При нем создавались новые колонии. Он внес изменения в управление – теперь важная роль была у Народного собрания и Совета пятисот. В Народном собрании мог быть любой гражданин от 20 лет. А в Совет пятисот избирались люди, старше 30 лет, но стать членом этого совета можно было только единожды в жизни.
Как мы видим, Перикл сделал довольно много для того, чтобы Афины расцветали, как и афинская демократия.
В условиях раздробленности князья стали заботиться больше о своих вотчинах. Яркий пример – Андрей Боголюбский, который после захвата Киева оставил там лишь наместника, сам же уехал обратно во Владимир.
К тому же князья постоянно воевали друг с другом, часто призывая на половцев, и каждый раз Киеву приходилось быть в центре их борьбы. Набеги половцев случались постоянно как в поддержку тех или иных князей, так и самостоятельные. При этом значение торгового пути по Днепру уменьшилось.
При этом нельзя забывать также про то, что от Киева отделились более мелкие княжества такие как Туровское, Черниговское и др.Особенностью Киевского княжества было большое количество старых боярских вотчин с укрепленными замками, сосредоточенных в старой земле Полян на юг от Киева. Для защиты этих вотчин от половцев еще в XI в. по р. Роси (в «Поросье») были поселены значительные массы кочевников, изгнанных половцами из степей: торков, печенегов и берендеев, объединенных в XII в. общим именем — Черные Клобуки. Они как бы предвосхищали будущую пограничную дворянскую конницу и несли пограничную службу на огромном степном пространстве между Днепром, Стугной и Росью. По берегам Роси возникли города, заселенные черноклобуцкой знатью (Юрьев, Торческ, Корсунь, Дверен и др.). Защищая Русь от половцев, торки и берендеи постепенно воспринимали русский язык, русскую культуру и даже русский былинный эпос.