После разрушения испанцами Антверпена его значение перешло к Амстердаму, главному городу Голландии. В то же время голландцы продолжали торговать с Испанией. Даже во время войны они открыто или под чужими именами доставляли в Испанию строительный материал и паруса для кораблей, продавали в страны Южной Европы зерно, вывозя его из прибалтийских стран. Все больше и больше развивалось голландское рыболовство, особенно ловля сельдей, которых продавали в страны Северной Европы. Из Голландии вывозились мясо, масло. Пользуясь своим положением между северными и южными морями, голландцы стали посредниками в европейской торговле, «морскими перевозчиками». В одной только провинции Голландии торговый флот насчитывал 10 000 судов с занятыми на них250 000 человек. Голландские купцы включились в борьбу за колонии. В начале XVII в. они проникли в Африку и занялись работорговлей (черных рабов доставляли в Америку).
В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Европе, их покупали и в России.
В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя государственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Свободой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голландия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.
В Голландии печатались книги, выражающие самые разные точки зрения, но особенно важно отметить, что в стране стали издаваться газеты — новое для того времени средство общения между людьми. Печатались и памфлеты, затрагивающие острые вопросы европейской политики, что вызывало протесты со стороны правительств соседних государств.
Будучи дальновидным политиком, Теодорих понимал, что сравнительно малочисленные остготы смогут удержать свою власть над Италией только в том случае, если будут жить в мире и согласии с покорённым римским населением. Король выказывал почтение римским законам и обычаям, приблизил к себе многих знатных римлян, отстраивал полуразрушенный Рим и особенно свою столицу – Равенну.
И всё же успехи Теодориха оказались недолговечными. Недоверие и подозрительность между остготами и римлянами так и не исчезли. Немалую роль в этом сыграла религиозная рознь. Хотя остготы, как и римляне, были христианами, они приняли христианство в форме арианства – учения священника Ария, осуждённого официальной церковью, так что вера скорее разделяла, чем объединяла их.
В VI веке королевство остготов пало под ударами Византии – наследницы Восточной Римской империи. Но и её владычество оказалось недолгим: в том же VI веке на Италию с севера обрушилась очередная волна германцев. Их назвали лангобардами – «длиннобородыми» , и нынешняя область Ломбардия на севере Италии именно от них получила своё название.