Золото считается «королем металлов», олицетворяющим богатство и власть, связь с солнцем, давшим ему блеск и магическую силу. Говорят, первыми золото оценили древние египтяне — археологи нашли в этой таинственной стране бусины-самородки, возраст которых 6000 лет. История свидетельствует, что сокровища египетских фараонов и золотоносные разработки привлекали многих соседей. В 671 году до н.э. диктатор Ассирии Ассархадон не просто нанес государству фараонов сокрушительное военное поражение и увел в плен многих жителей страны, но, прежде всего, опустошил царскую сокровищницу.
Принято считать, что первыми чеканить золотые и серебряные деньги стал правитель Лидийского государства Алиат - отец знаменитого Креза, живший в 605-502 годах до н.э. Когда Ассирия была разбита, тысячи тонн золота караванными путями перекочевали в могущественный Вавилон, который расширял границы, присоединяя соседние земли, и обогащался за счет поверженных. Во главе Вавилона стал один из самых жестоких и удачливых полководцев-правителей Навуходоносор II (605-562 гг. до н.э.), который поработил евреев, разрушил Иерусалим и захватил богатейшие сокровища древнего народа.
Этот правитель изгнал ассирийцев в северо-западную Месопотамию и разбил армии их союзников - Египта и Сирии. Ассирийская столица Ниневия подверглась настоящему опустошению. Золото Сирии, Египта, Ниневии, Иерусалима позволило Навуходоносору II воплотить в жизнь грандиозную программу монументального строительства. Рабы-иудеи и египтяне - трудились над возведением ступенчатой пирамиды зиккурата с ее мифическим чудом - «Висячими садами». И все же золото не целеустремленного монарха и его страну от поражений.
Следующим охотником за мировыми запасами золота стал основатель персидской империи Ахеминидов Кир Великий, получивший в наследство крохотное восточное царство Аншан и расширивший свои владения к концу жизни на большую часть Ближнего Востока от Эгейского моря до реки Инд. Сначала молодой полководец захватил царство своего деда - Мидию. В 546 году до н.э. Кир беспощадно сокрушил правителя Лидии Креза, захватив его богатую казну, а в 539 году завоевал могучую империю Вавилона, разрешив плененным евреям возвратится на родину. Сирия, Палестина и Вавилон положили к ногам персидского царя громадное золотое богатство, ведь в казнохранилище оказались драгоценности Бактрии и Согдианы. Последний из персидских царей Дарий III, купавшийся в роскоши, преуспел в интригах и заговорах и вошел в историю как самый сильный из противников молодого наследника трона Македонии Александра III. Этот покоритель Малой Азии вышел в свой многолетний военный поход практически без казны и с войском, в котором помимо преданных македонян были отряды греков, требовавших за службу оплату золотом. Разгромив громадное войско Дария в 333 году до н.э., победитель захватил громадную казну персидского императора. Жизнь Александра Великого состояла из сплошных походов и сражений. Города и народы склонялись перед ним. Только персидская империя отдала в руки завоевателя 9000 тонн золота и серебра. Вавилон становился центром Македонской империи. Великий город сдался победителю без сопротивления.
Александр был царем, не желавшим считать денег и не считавшим их. Он давал своим друзьям и подчиненным больше, чем оставлял себе. Но... Преданные друзья не стали последователями и наследниками идей Александра, а соратники-инородцы не смогли органично влиться в армию, предназначенную для преобразования мира. Золото притягивало новых завоевателей.
Следующим поглотителем драгоценного металла оказался Рим. Но римским императорам богатств, доставшихся в победных сражениях, уже казалось мало, и они наладили добычу вожделенного металла в покоренных странах, неустанно развивая этот тяжелый и трудоемкий процесс от поколения к поколению. За 500 лет преобладания на Востоке и в Средиземноморье более 1000 тонн золота отдала покоренная Испания и столько же народы Балкан, Карпат, Галлии, Британии, Германии. При Цезаре вся западная часть захваченной римлянами обширной территории становится зоной хождения единой золотой ва
Мечта о золоте сжигала и обнищавшего испанского правителя, снарядившего на поиски богатств экспедицию Колумба. В письме испанскому королю Фердинанду и королеве Изабелле мореплаватель писал: «Золото - это совершенство. Тот, кто владеет им, может совершить все, что пожелает, он даже вводить человеческие души в рай».
Пожарский (князь Дмитрий Михайлович, 1578 - 1641) - знаменитый деятель Смутного времени.
При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедмитрии - стольником; в 1608 г. послан был для защиты Коломны; в 1609 г., действуя против разбойничьих шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на реке Пехорке; в 1610 г. назначен был воеводой в Зарайск; в 1611 г., участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился на лечение в свою нижегородскую Пурецкую волость. Сюда, по указанию Минина , явились к нему послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимся для Москвы; со своей стороны Пожарский потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин.
Став во главе ополчения, Пожарский в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русской землею и писался "у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства"; но в том великом деле, которое совершил под его начальством русский народ, личность самого Пожарского проявлялась весьма мало. Он не пользовался особым авторитетом и сам про себя говорил: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын, - все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Остановившись с ополчением в Ярославле, Пожарский целое лето медлил двинуться на Москву, несмотря на неоднократные увещания троицких властей, указывающих на возможность и опасность появления короля Сигизмунда.
Выступив из Ярославля, Пожарский шел чрезвычайно медленно, сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов и прибыл к Москве одновременно с Ходкевичем , успевшим между тем собрать провиант для польского гарнизона, засевшего в Москве. Этот провиант был отбит у Ходкевича казаками, под начальством князя Д.Т. Трубецкого , что и решило участь польского гарнизона: через два месяца голод принудил его сдаться.
Со взятием Москвы оканчивается первостепенная роль Пожарского, в грамотах пишется первым имя князя Д.Т. Трубецкого, а имя Пожарского стоит вторым, в товарищах. Из источников (кроме некоторых памятников с характером поэтическим) не видно, чтобы Пожарский играл руководящую или хотя бы видную роль в избрании и венчании на царство Михаила Федоровича .
Новый царь возвел его из стольников в бояре, но существеннейшие награды, состоявшие из вотчин, Пожарский получил не из числа первых. Во все царствование Михаила Федоровича Пожарский занимал лишь второстепенные должности, не считаясь даже из первых и особо заслуженных среди знати, как об этом свидетельствует местничество его в 1614 г. с Борисом Салтыковым, окончившееся выдачей Пожарского головою Салтыкову.
В 1614 г. Пожарский действовал против Лисовского, но вскоре оставил службу по болезни; в 1618 г. отправлен был против Владислава, но не в качестве главноначальствующего; в 1628 - 1631 гг. был воеводой в Новгороде; в 1635 г. заведовал судным приказом, в 1638 г. был воеводой в Переяславле-Рязанском.
Пожарскому поставлены памятники в Москве (на Красной площади) и Нижнем Новгороде.
В 1885 г. на могиле его, открытой в 1852 г. графом Уваровым в Евфимиевском монастыре в Суздале, сооружен памятник на средства, собранные по народной подписке.