Причины: Политика русификации, проводимая царским правительством, массовое переселенческое движение в Казахстан и связанное с этим изъятие земель, а также произвол местных властей привели к национально-освободительному движению 1916 года, охватившему Казахстан и всю Среднюю Азию.
Повод: Указ российского императора от 25 июня 1916 г. «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ».
Набору подлежало все трудо мужское население Терской и Кубанской областей, Средней Азии, Казахстана, Закавказья и части Сибири «в возрасте от 19 до 43 лет включительно» Призыву предполагалось подвергнуть до 400 тыс. чел
От мобилизации освобождались те, кто состоял на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном управлении, представители духовенства, учащиеся высших и средних учебных заведений, дворяне, почетные граждане. Это внесло некоторый раскол в общенациональное движение, так как вышеперечисленные привилегированные слои казахского общества стали проводниками мобилизации.
Социальная группа
Представители
Отношение к указу.
Радикальная часть народной интеллигенции – (учителя, врачи, юристы, переводчики)
Тургайского центр А. Джангильдин, Уральская область – С. Мендешев, в Акмолинске – С. Сейфуллин, в Семиречье – Т. Бокин, в Сырдарьинской области – Т. Рыскулов.
Направила движение по традиционному пути – вооруженного сопротивления, возглавив многочисленные отряды повстанцев.
представители местной администрации из казахов
Привилегированная часть казахского аула, «вскормленная и выпестованная» колониальной властью поддержала Указ и активно стремилась претворять его в жизнь.
Либеральная национальная интеллигенция
А. Букейханов и его соратники по будущей партии Алаш
Искали компромисс между официальной властью и восставшим народом. Отсюда их призывы к повиновению царскому указу, различные обращения к правительству Российской империи с предложениями более оптимальной мобилизации казахов на тыловые работы. Казахская интеллигенция через газету “Казак” предлагала использовать казахов в кавалерийских частях.
Самой массовой, организованной в тактическом отношении и продолжительной по времени была национально-освободительная война в Тургайской области, охватившая все уезды этого региона. Начавшееся, как и на всей территории Казахстана, движение в форме протестов, различных съездов, манифестаций, актов неповиновения, переросло в течение 15-20 дней в мощный очаг народной войны. К октябрю 1916 г. здесь насчитывалось 50 тыс. повстанцев .
По мере нарастания освобо-дительного движения ханом Тургайского очага восстания был избран Абдигапар Жанбосынов, потомок авторитетного в народе Нияз-бия. Главнокомандующим - сардарбеком повстанцев был назначен внук знаменитого батыра Имана - сподвижника Кенесары-хана Амангельды Иманов (1873-1919). Одним из руководителей восстания в данном регионе также был уроженец этих мест Алиби Джангильдин
Движение в Тургайском регионе имело свои особенности
Внутренняя военная организация повстанческого движения была более совершенна и подчинена строгой дисциплине.
В действиях лидеров наблюдался четко организованный порядок; стратегия и тактика боевых действий была приближена к профессиональной .
Возрождение традиционных для казахского общества элементов государственности (В период событий 1916 г. было избрано около 50 ханов.), былых воинских традиций номадов (Во главе военной организации стоял главнокомандующий армией – сардарбек. Общее управление осуществлялось Военным советом. Административными вопросами ведал секретариат. Работала судейская коллегия, налоговая и другие службы.).
Восстание в Тургайской области продолжалось до 1917 года и слилось с событиями Февральской революции.
Причинами поражения были стихийность, слабая организация сопротивления, отсутствие технической оснащенности восставшего населения и консолидации между разрозненными повстанческими отрядами.
Характер: Народной войны в 1916 г: национально-освободительный, антиколониальный, антиимпериалистический, антивоенный
Историческое значениенационально-освободительной войны 1916 г. заключается в пробуждении национального самосознания народа, попытках возрождения идеи этнической государственности, его решимости сражаться за свою свободу и независимость.
ответ: е
изначально христианская религия была единой и для жителей европы, и для народов киевской руси, византии, болгарии. но конфликт, возникший между римскими папами и константинопольскими патриархами не утихал, а только разрастался, пока в 1054 год не произошел раскол прежде единой церкви на католическую и православную.
католическая церковь в средневековье, кратко говоря, была активным участником феодальных отношений. было время, когда ей принадлежала треть земель в европе. она была самым крупным феодалом. богатство церкви заключалось не только в земле. все население должно было выплачивать в ее пользу десятину – десятую часть годового дохода.
кроме того, за все церковные обряды (крещение, отпевание) нужно было платить немалую сумму денег.
в средние века церковь строго следила за исполнением всех обрядов и за тем, чтобы ее влиянию не был нанесен урон. несогласных с ее учением церковь жестоко преследовала и наказывала при инквизиции, церковного суда. существовала целая система наказаний. человека, в том числе и правителя государства, могли отлучить от церкви или предать анафеме. преследованиям не раз подвергались ученые, своими открытиями или теориями подрывавшие авторитет церкви. несколько раз против своих врагов в той же европе папы римские организовывали крестовые походы. во время одного из них был практически уничтожен юг франции.
вместе с тем, в средние века именно церковь взяла на себя сохранения трудов античных авторов. она старательно собирала все рукописи, и в специальных мастерских при монастырях они переводились и переписывались. кроме того, существовали церковные школы для детей. в то время абсолютной неграмотности священники и монахи являлись самым образованным слоем общества.
роль церкви в средние века огромна. она была носителем культуры, сохранила бесценные труды античности, дала толчок развитию архитектуры и других искусств, пыталась привить населению христианские правила поведения, выступала за сохранение института брака