еще до приезда посла в г-на криппса в лондон, особенно же после его приезда, в и вообще в иностранной печати стали муссироваться слухи о «близости войны между и германией». по этим слухам: 1) германия будто бы предъявила претензии территориального и характера и теперь идут переговоры между германией и о заключении нового, более тесного соглашения между ними; 2) будто бы отклонил эти претензии, в связи с чем германия стала сосредоточивать свои войска у границ с целью нападения на ; 3) советский союз, в свою очередь, стал будто бы усиленно готовиться к войне с германией и сосредоточивает войска у границ последней. несмотря на очевидную бессмысленность этих слухов, ответственные круги в москве все же сочли необходимым, ввиду упорного муссирования этих слухов, уполномочить тасс заявить, что эти слухи являются неуклюже состряпанной пропагандой враждебных и германии сил, заинтересованных в дальнейшем расширении и развязывании войны.
тасс заявляет, что: 1) германия не предъявляла никаких претензий и не предлагает какого-либо нового, более тесного соглашения, ввиду чего и переговоры на этот предмет не могли иметь места; 2) по данным , германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и советский союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении германии порвать пакт и предпринять нападение на лишены всякой почвы, а происходящая в последнее время переброска германских войск, освободившихся от операций на , в восточные и северо-восточные районы германии связана, надо полагать, с другими мотивами, не имеющими касательства к советско-германским отношениям; 3) , как это вытекает из его мирной политики, соблюдал и намерен соблюдать условия советско-германского пакта о ненападении, ввиду чего слухи о том, что готовится к войне с германией, являются лживыми и провокационными; 4) проводимые сейчас летние сборы запасных красной армии и предстоящие маневры имеют своей целью не что иное, как обучение запасных и проверку работы железнодорожного [c. 221] аппарата, осуществляемые, как известно, каждый год, ввиду чего изображать эти мероприятия красной армии как враждебные германии по меньшей мере нелепо.
Казахские студенты, обучавшиеся в Казани. 1896 г.
Москвы, Томска, Саратова, Киева, Тарту, Каира, Бомбея, Стамбула и Варшавы. Так, юридический факультет Санкт-Петербургского университета закончили М. Шокай и А. Турлыбаев, Санкт-Петербургский лесотехнический институт — А. Бокейханов, Санкт-Петербургскую военную медицинскую академию — С. Асфендияров, медицинский факультет Томского университета — А. Сеитов, юридический факультет Тартуского университета Ж. Досмухамедов, Каирский университет — М. Габдулгазиулы, Бомбейский университет — О. Турмаганбетов, юридический факультет Киевского университета — Х. Нуржанов и многие другие.
Уникальным студентом был Динмухамед Султангазин из Каркаралы, закончивший медицинский факультет Томского, восточный и юридический факультеты Санкт-Петербургского университетов. В вузах России начали обучаться и казашки. Так, в 1908 году Петербургский женский медицинский институт закончили Асфендия-рова Гульсум Жагыпаркызы и Асфендиярова Мариям Сеитжагыпаркызы.
Массовый переход казахов к образованию позднее привел к усилению национально-освободительного движения казахов против царского правительства и стремлению к автономии.