Она посвящена тем, кто создал славянскую азбуку - Кириллу и Мефодию, рассказывает о том, где и когда это было. Было это очень давно- в IXвеке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына - Константин и Мефодий. Население там было - наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец -болгарином, и поэтому с детства у них - солунских братьев - было 2 родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: "Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (София по-гречески мудрость)". Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии - Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии - все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.
В то время, когда жили Константин и Мефодий - во IIполовине IXвека -славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами). Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год.
Звичайно важко, бо тоді було так мало їжі, що ти буквально валився з ніг, продвигалося работоргівство, почалася криза, і грошей зовсім не було!!
Наприкінці першої половини XIX ст. у Європі назріла нова соціально-економічна та політична криза, почався новий етап національно-визвольного руху. Українська нація разом з народами Європи перебувала в очікуванні революційного вибуху, буржуазних реформ.
Український народ не змирився із втратою національної держави. Він не втрачав надії на її відновлення. Ці сподівання, оптимістичні настрої дослідники називають живим духом Полуботка. На формування цих прагнень впливали ідеї Французької революції, національні визвольні рухи у Західній Європі та Росії. Передова частина українського суспільства, його інтелігенція зверталися до героїчної історії свого народу, наполегливо шукали шляхи відновлення української державності. Великий вклад у цю благородну справу внесли українські таємні революційні гуртки і товариства.