Первый рисунок показывает, как в древности в Казахстане люди жили племенами. Им изобилие животного и растительного мира.Они строили себе шалаши из костей животных, накрытых шкурами, основными занятиями была охота и собирательство, также ловили рыбу. Обработкой шкур потом занимались женщины. Мужчины делали себе из костей, деревьев и камней стрелы и копья для охоты, орудия- скребки, ножи,рубила и зубила,крупных животных разделывали, большое значение в жизни человека играл огонь, он служил для обогрева и приготовления пищи. Одеждой служили шкуры животных.Со временем люди стали объединяться в общины. Сложнее стали орудия труда.
На втором рисунке показана стоянка кочевников, ведь люди уже приручили лошадь и занимались кочевым скотоводством, разводили овец, коров, лошадей, верблюдов.В результате сухого и жаркого климата,уменьшения площади пастбищ в результате увеличения голов скота, и то, что люди сами производили продукцию, произошло развитие кочевого скотоводства. Юрты были переносными, разбирались и накрывались шкурами, люди селились возле пастбищ. Умели изготавливать бронзу, было развито гончарное ремесло, женщины занимались хозяйством, воспитывали детей. Усилился мужской труд.Развивалось и мотыжное земледелие, люди производили посевы ячменя, проса, пшеницы. Происходил переход к патриархальным семейно-родовым отношениям от матриархата.
Начинают зарождаться ростки нового в культуре и быте. Эта эпоха, несомненно, отличается от «досмутного» периода тем, что появилась необходимость движения вперед во всех областях, в том числе и в духовной жизни, потребность в обучении людей, в подготовке кадров для государственного управления.
Россия, находившаяся на периферии европейской цивилизации, стала заметно отставать от передовых западных стран. Крепостное право, разорительная налоговая политика, отсутствие частной собственности непосредственно у производителя - все это придавало экономике России застойный характер. Конечно, рано еще говорить о коренных сдвигах, пройдет еще немало времени, прежде чем будут хотя бы частично искоренены невежество и необразованность, но именно XVII столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры.