Империя как результат смерти цезаря в 46 году до н. э. все противники цезаря повержены. у него теперь есть безраздельная власть, к которой он так долго шел. рим принадлежит ему. цезарь активно борется за восстановление города, отменяет налоговые законы, образует колонии. он первый из правителей рима, при котором вошло в обиход понятие «империя». цезарь по сути сам становится государством, цезарь заменяет собой республику. сейчас это предтеча того, что будет происходить при императорах. но цезарь делает это так, что кажется, будто он пренебрегает традициями республики, и это ведет к его изоляции – неприятии его остальными. он не намерен делить власть с другими – менее знатными римлянами и объявляет пожизненным диктатором, по сути – царем рима. в случае, если цезарь получит титул кесаря, это лишит их всех прав – голосовать, выражать свое мнение. недовольство тиранией цезаря пропитывает весь сенат. даже его протеже – марка брута – удается склонить к предательству. брут был сложной и малопривлекательной личностью. цезарь приблизил его и продвигал его карьеру. но бруту претило положение второго лица в государстве, и по-своему он считал себя избавителем рима, защитником его гражданских свобод, вступая в сговор против цезаря. наконец, в мартовские иды 44-го года до н. э. сорок движимых идеями свободы заговорщиков под руководством брута приводят свой план в исполнение. классический биограф светоний: «23 удара кинжалом поразили стоящего цезаря. он не издал ни звука после первого удара. хотя по словам некоторых, когда он увидел марка брута, готового нанести второй удар, с его уст сорвались слова порицания – «и ты, брут? ». многие из них были его друзьями, некоторые – старыми друзьями. возможно, некоторые считали что цезарь уничтожил самое дорогое что было у римлян – то, что власть не должна быть в руках одного. но были и зависть, и вражда и просто эмоции, возможно чувство, что это было необходимо во имя свободы. смерть цезаря не к торжеству республики, как того хотели заговорщики. ее результатом стала усилившаяся смута, анархия, и в последствии – империя. вливание огромных до неприличия богатств в римскую политику, превращение армии в клиентов, патронов, военачальников и соперничество среди аристократов, целью которых было победить друг друга, а не служить своей стране, означало, что республика была обречена даже без гения и пламенности юлия цезаря. его родственник август сумел увековечить это и создал римскую империю. эпоха императоров началась. и с ней кровавые завоевания, жестокое подавление и бесконечная война.
1. Особенности древнерусской культуры 1.1. Культура эпохи средневековья характеризовалась медленными темпами развития, что связано с замедленностью всего исторического процесса того времени; отсутствием научных знаний, которые будут формироваться на основании накопленных в период средневековья экспериментальных знаний; решающим значением христианства в определении мировоззрения. Для искусства средневековья в целом характерна анонимность творчества. Это было связано с представлениями о том, что деятельность архитекторов, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства не является самостоятельной, а осуществляется Божьим промыслом, а, следовательно, имя мастера не представляет интереса для современников и потомков. Хотя к личности мастера предъявлялись высокие требования: он должен был отличаться особой нравственной чистотой. 1.2. Особенности русского средневековья. Анализируя историю русской культуры в домонгольский период, необходимо выделить два этапа, соответствующих историческому развитию государства: культура Киевской Руси (XXI вв. ) и культура периода раздробленности (XII первая треть XIII вв.) . 1.3. Уровень развития. Поступательное развитие культуры на первом этапе привело к тому, что Киевская Русь стала одним из наиболее развитых государств того времени. 1.4. Синтетический характер древнерусской культуры. Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников. Первым стала языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни; язычество, оказывая влияние на всю культуру эпохи средневековья, в некоторых своих элементах дошло до настоящего времени. Вторая составляющая христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило влияние более высокой по уровню развития страны на все направления русской культуры: философию, образование, литературу, иконописание, архитектуру. НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО О НАЧАЛЕ ПРОЦЕССА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА МОЖНО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО С XII ВЕКА. ОДНАКО ПАМЯТНИКИ XI ВЕКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ САМОБЫТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ЭТОГО ВРЕМЕНИ. Отмеченные особенности характерны для всех направлений древнерусской культуры. 2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ 2.1. Киевская Русь принадлежала к одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с X в. Принятие христианства дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. 2.2. Берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок в Новгороде, носили в основном бытовой характер (счета, письма, поручения) . Они свидетельствуют о том, что письменность на Руси в отличии от стран Западной Европы была распространена в широких слоях населения. Ею пользовались не только знать и духовенство, но и купцы, ремесленники. 2.3. Это же подтверждают надписи на предметах граффити. К сожалению, установить точный процент грамотного населения в Древней Руси невозможно, однако историки с уверенностью утверждают, что он был достаточно высок. 3. ЛИТЕРАТУРА 3.1. Периодизация истории древней русской литературы совпадает с исторической, что позволяет выделить два периода: 3.1.1. XI начало XII вв. период относительного единства литературы, которая развивается в двух центрах: Киеве и Новгороде. 3.1.2. середина XII первая треть XIII вв. , когда появляются новые литературные центры: Владимир, Суздаль, Смоленск и т. д. Возникают местные черты и местные темы, разнообразие жанров. 3.2. Характерными особенностями древнерусской литературы являются связь литературы с историей; гражданственность; патриотизм. 3.3. Литература в Древней Руси развивалась, главным образом, в трех направлениях: переписка религиозных текстов; переводы с греческого и латыни; оригинальные произведения древнерусских авторов. Мировоззрение древнерусского человека носило исключительно религиозный характер, чему соответствовала и литература.