Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии, где дается описание деятельности рабов.
«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...»
Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
А) В чём состояла разница между свободным человеком и рабом в древнегреческом и древнеримском обществах? Укажите не менее двух отличий. Сформулируйте развернутый вывод о том, справедливо ли было устроено древнеримское общество.
Б) Где применялся труд рабов (докажите свое мнение строчками из документа, приведите 3 примера)?
Объяснение:
1.Общественный строй. Если население Спарты строго делилось на свободных граждан и рабов, то в Афинах существовала еще и третья категория – аристократы. Таким образом можно сказать что спартанцы стремились к равноправию, а афиняне – уже тогда делили общество на простой люд и сильных мира сего.
2.Форма правления в Спарте – классическая аристократия, а в Афинах – демократия.
3.Культурное и экономическое развитие. Афинам присущи развитие различных форм экономической деятельности и культуры, поощрялось также развитие человека как личности. Спартанцы предпочитали минимализм, отказывались от любых видов роскоши, а во главу взаимоотношений ставили общество в целом, а не индивидуальность.