«Перикл стал кормить бедноту из средств государства. Флоту он устраивал учебные походы — войны не было, а жалованье шло. В мирное время бедняки могли заседать в многолюдных народных судах — за это тоже платили жалованье. В праздничные дни приносились жертвы богам, а мясо раздавали народу. Кто был трудолюбив, а земли не имел, тот мог переселиться в колонию и хозяйствовать на земле, отобранной у врагов или непокорных союзников. А кто предпочитал оставаться в городе и все-таки хотел получать пособие на бедность, тем Перикл предлагал работать. Именно для них затеял он в Афинах небывалые стройки: восстановление храмов, разрушенных персами. Однажды народу показалось, что Перикл тратит слишком уж много государственных денег на эти постройки. Перикл сказал: «Хорошо, я буду тратить свои, но тогда и надпись сделаю не «Афинский народ — в честь богини Афины», а «Перикл — в честь Афины». Народ зашумел и дозволил Периклу любые траты».
Данте Алигьери известен как величайший поэт, автор «Божественной комедии». Между тем великий итальянец был не только поэтом: словно предвосхищая универсальность гуманистов, он был разносторонним человеком – воином, дипломатом, государственным деятелем, политиком, ученым, философом. Значительный интерес представляют его политические идеи, особенно принимая во внимание исторический контекст: стык двух эпох – средневековья и Возрождения.
Данте родился в 1265 г. во Флоренции. На интеллектуальное развитие будущего поэта значительное влияние оказал его флорентийский писатель, переводчик и правовед Брунетто Латини. Идеи Данте о государственном устройстве обнаруживают известное влияние сэра Брунетто, призывающего рассматривать политику как науку.
Данте принимал активное участие в политической жизни Флоренции на рубеже XIII – XIV вв. Это было время существования враждующих политических партий – гвельфов (сторонников власти папы) и гибеллинов (сторонников германского императора, так как Северная Италия и Рим тогда являлись частью Священной Римской империи германской нации). Флоренция возглавляла так называемую гвельфскую лигу итальянских городов. Однако среди самих гвельфов не было единства – во Флоренции существовали группировки так называемых Черных (сторонников Римского папы, преимущественно партии аристократов) и Белых (противников папы, партии ремесленников и буржуазии).
В 1301 г. во Флоренции происходит переворот. К власти приходят Черные. Данте, бывший сторонником Белых, был несправедливо осужден и приговорен к смертной казни. Поэт оказался в изгнании и во Флоренцию больше не вернулся никогда. Идеи сильной императорской власти в Италии, раздираемой междоусобицами и нескончаемыми войнами, становятся для него особенно актуальными.