общее наименование революционных движений, выразившихся в форме неповиновения власти, вооружённых восстаний, декларирования новой государственности в европейских странах в середине XIX века. Вспыхнувшие сразу в нескольких государствах движения носили антифеодальный и национально-освободительный характер. Участники выступлений декларировали требования демократизации общественной жизни.
В зависимости от местных условий они также выдвигали лозунги национального объединения (Германия, Италия) или выделения из существовавших государств (Венгрия, Польша).
Катализаторами общеевропейской революции стали выступление 12 января 1848 года на Сицилии и революция во Франции. Хотя в основном революции были быстро подавлены, они оказали существенное влияние на дальнейшие политические процессы в Европе. Волнения охватили Францию, итальянские (Сардинию, Неаполь) и германские государства, а также Австрию, в которой активизировались национальные движения итальянцев, венгров, хорватов и румын. В Вене вспыхнуло вооружённое восстание, в ходе которого был расстрелян известный немецкий политик Роберт Блюм.
Александр Герцен после её поражения считал, что «революция, побитая на всех точках», уступила «всё приобретённое» с 1789 года[1][2]
1)Сосло́вие — социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом; принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству[1].
2)Низший класс — социальная группа населения, выделяемая по таким критериям, как владение собственностью на средства производства, уровень дохода, тип занятости, сложность выполняемой работы и другие.
Традиционно учёные относят к низшему классу следующие группы индивидов:
самых бедных и отверженных членов общества, сходных с люмпен-пролетариатом, о котором писал Карл Маркс (Уильям Ллойд Уорнер, американский социолог, 1930-е годы)[1];
«ущемлённый в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудо и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадёжности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов» (определение шведского экономиста Гуннара Мюрдаля, 1963 год)[2];
несовершеннолетних правонарушителей, отчисленных из школ учащихся, наркоманов, матерей-одиночек (живущих на пособие), преступников (грабителей, сутенёров, торговцев наркотиками), по и так далее. Это понимание впервые появилось в североамериканском журнале Time 29 августа 1977 года[3] и позднее было развито журналистом и социологом Кеном Аулетта[2].
3)По́ловцы, половча́не[2]; кипча́ки, самоназвание — кыпча́ки (қыпчақ[лар]), позднее использовался этноним тата́ры (татар[лар])[3]; в европейских и византийских источниках — кума́ны (лат. cumani, comani, греч. kο[υ]μάνοι), позднее тата́ры (греч. τάταροι)[3] — кочевой[4][5][6][7] тюркский народ[4][8], проживавший в историческом регионе, известном как Половецкая степь или Дешт-и-Кипчак[9]. В русских источниках — сарочины, в венгерских источниках — куны[10].