27. «Довге» століття Османської Туреччини й Каджарської Персії
Завдяки географічному положенню, а також особливостям давньої та середньовічної історії Туреччина й Персія стояли до Європи ближче за інші східні країни. Як це позначилося на історичному розвитку цих країн і народів у XIX ст.?
Варто пригадати! 1. Чому сильні ісламські держави Османська імперія, Сефевидська Персія й Імперія Великих Моголів у XVII—XVIII ст. втратили колишній вплив у світовій політиці? 2. Які наслідки мала Кримська війна для Туреччини? (§13)
1. Спроби модернізації Османської імперії.
У XVIII ст. Османська імперія докладала значних зусиль, щоб утримувати владу над країнами й народами, підкореними в попередні століття. Вона, як і раніше, залишалася світовою державою, оскільки її володіння розкинулися на трьох континентах: в Азії, Африці та Європі. Однак тепер Османська держава не лякала ворогів своєю могутністю. Великі європейські країни були готові долучитися до поділу османської спадщини, але боялися, що цей поділ відбудеться не на їхню користь, і тому мирилися з існуванням слабкої турецької імперії.
* Революційні події за старим китайським календарем відбулися в рік «сіньхай», що тривав із 30 січня 1911 до 17 лютого 1912 р.
ДЛЯ ДОПИТЛИВИХ
Гвардія перетворюється на банду
До 1826 р. яничари вели негідний іб життя. Вони грабували крамарів, якщо ті не хотіли їм платити, відбирали та привласнювали почесні й прибуткові ремесла. Яничари силоміць змушували купувати сотню цеглин за ціною тисячі. При цьому воювати вони розучилися й програвали битви одну за одною. Бойовий дух борців за віру згас. Хоробрість вони проявляли лише під час грабежів, але за давні привілеї яничари були готові проливати свою й чужу кров.
На межі XIX—XX ст. у турецькому суспільстві постали дві сили: одні політичні діячі з оточення султана намагалися здійснити модернізацію країни за західним зразком, інші всіляко цьому протидіяли. У жорстоких палацових переворотах 1808 р. загинули султани
Селім III та Мустафа IV. Престол посів Махмуд II (1808—1839 рр.), що розпочав тривалий процес перетворень. Проведення реформ султан підкріплював публічними стратами своїх супротивників. Проте верхівка ісламського духовенства, великі поміщики (аяни) і султанська гвардія яничарів протидіяли реальним змінам у країні.
У травні 1826 р. було складено указ, що передбачав значне реформування війська яничарів. У відповідь яничари підняли повстання. Султан Махмуд II безжально придушив заколот. Тільки в Стамбулі було вбито понад 10 тис. осіб. Незабаром корпус яничарів скасували, майно яничарських полків конфіскували, а вцілілих «гвардійців» вигнали за межі імперії.
Влада султана Махмуда II поширювалася на всі регіони країни. Тільки намісник Єгипту, хитрий албанець Мухаммад Алі, хотів змінити статус васала на фактично незалежного правителя. Однак його прагнення стримували військові сили Англії, Франції та Росії, які на той час не були зацікавлені в розвалі імперії.
У этого было несколько причин.
1. Частная собственность противоречила идеям марксизма. Одновременно с коллективизацией закончилась эпоха НЭПа, то есть новой экономической политики, которая как раз допускала частную собственность при социализме. К концу 20-х этому решили положить конец.
2. Крестьяне стали выходить из-под контроля государства. В 1927 году по стране прокатилась волна хлебных стачек. Все началось с того, что осенью государство установило жесткие цены на хлеб, которые не устроили основных поставщиков. Продавать товар по такой низкой цене было попросту невыгодно. Это привело к дефициту хлеба во многих крупных городах, а кое-где и к голоду. Тогда местные власти стали силой отбирать у крестьян зерно, а те начали протестовать. Беда заключалась в том, что и 1928-й был далеко не самым урожайным годом. И тут уже возник риск самого настоящего голода. Между тем колхозы казались более надежным поставщиком зерна. Советское руководство считало, что полный переход на коллективную форму сельскохозяйственного производства исключит повторение ситуации 1927 года. Не случайно именно в 1927-м и был провозглашен курс на коллективизацию.
3. Политика. Для Сталина коллективизация была инструментом. Во-первых, так он смог уничтожить оставшихся оппозиционеров. Во-вторых, в очередной раз продемонстрировал свою приверженность марксистско-ленинским принципам.
Объяснение:
Объяснение:
1.Саркофа́г— разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы быстро впитывать в себя человеческие останки.
2.78°12′38″ в. д. Бесшатырский курган (Царские курганы Бесшатыр) — комплекс захоронений сакской эпохи, расположенный в долине реки Или на территории государственного национального природного парка «Алтын-Эмель» (Кербулакский район Республики Казахстан).
3.В начале XX века памятники Шиликтинской долины обследовал гидротехник из Семипалатинска Г. Н. Бокий. Планомерное исследование курганов началось в середине — второй половине XX века. Восточно-Казахстанская экспедиция ЛО ИА СССР под руководством С. С. Черникова в 1949 году провела археологическую разведку, а затем раскопки кургана № 7 при участии сотрудников Центрального музея Казахстана и ИИАЭ АН КазССР. В 1960 году были исследованы курганы № 3, 4, 5; в начале 1970-х годов — № 35, 2а, 10.В 1982 году могильник Шиликты был включён в список памятников истории и культуры республиканского значения и взят под охрану исследования памятников Шиликты были возобновлены в 2003 году археологической экспедицией КазНУ имени аль-Фараби под руководством А. Т. Толеубаева раскопками отдельных курганов могильников Шиликты-1, 2, 3
4.Крупнейший курган долины - Байгетобе, на его раскопки в 2003 году отправился известный казахстанский этнолог, археолог и профессор Абдеш Толеубаев. Байгетобе возвышается на восемь метров вверх - почти как трехэтажный дом, а в диаметре достигает 100 метров, при этом могильник состоит из сложной трехслойной насыпи.
5.Сенсационное открытие казахстанских археологов было сделано в 2003 году - на дне самого большого кургана Царской (Чиликтинской) долины, где обнаружены десятки золотых украшений. Археологи утверждали о том, что найден третий «Золотой человек».
6.
7.потому что в первом были найдены остатки царского царя .Во втором был найден золотой человек
Осма́нская империя (осман. دولت عالیه عثمانیه, тур. Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye[7]), также Оттома́нская империя, Оттома́нская По́рта или просто По́рта[8] — трансконтинентальное государство, созданное в 1299 году турками-османами под предводительством удж-бея Османа Гази на северо-западе Малой Азии[9].
Халифат (с 1517), Империя
Верховное Османское Государство
осман. دولت عالیه عثمانیه
тур. Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye
Флаг (1844—1922) Герб (1882—1922)
Флаг (1844—1922) Герб (1882—1922)
Девиз: «осман. دولت ابد مدت — Devlet-i Ebed-müddet
«Вечное государство»[1]»
Гимн: Гимн Османской империи
OttomanEmpireIn1683.png
↓↓
1299 год — 1922 год
Столица
Сёгют (1299—1329)
Бурса (1329—1365)
Адрианополь (1365—1453)
Константинополь (1453—1922)
Язык(и)
Османский
Персидский (язык двора, дипломатия, поэзия, историография, высокая литература, преподавания в государственых школах)[2][3]
Арабский (религиозный язык)
и др. языки (региональные языки: греческий, болгарский, сербский, боснийский, македонский, румынский, албанский)
Официальный язык
османский язык
Религия
ислам суннитского толка
Денежная единица
акче, куруш, лира
Площадь
5,2 млн[4][5] км² (1683 год)
Население
30 000 000[6](1683 г.)
(4,4 % населения Земли) 35 350 000 чел. (1856 г.)
(2,8 % населения Земли)
Форма правления
абсолютная монархия (до 1876; 1878—1908)
дуалистическая монархия (1876—1878; с 1908)
(де-факто в 1913—1918 однопартийная военная диктатура партии «Единение и прогресс»)
Династия
Османы