Жизнь европейца в 16-17 веках была полярной относительно той, что была в период чумы. Численность населения уже выросла – в общем, в Европе было до 95-100 миллионов человек. При этом выросла плотность населения. Из-за этого Европа сильно отличалась от той, что была в эпидемию чумы. Увеличение численности населения говорит об улучшении условий жизни, изменения питания и условий рождаемости. Люди умирали в 40-60 лет, но новорожденные все еще умирали рано. Медицина все еще храмала, как и условия гигиены. То есть болезни и эпидемии все еще распространялись, в том числе и чума, которая поразила все Средиземноморье в первой четверти 17 века. Помимо того, что население умирало от эпидемии оспы, холеры, тифа, голода, пожаров, люди умирали от военных действий (Традцатилетняя война) и восстаний (в Нидерландах против испанского герцога Альбы).
В 16-17 веках большая часть населения Европы жила в деревнях, несмотря на то, что городское население стремительно росло. В городах были лучшие условия жизни.
Обычный европеец жил в старом доме, близко к своим соседям, от чего улицы становились очень узкими и грязными, и выгорали от пожара целыми квартами. Но дела обстояли не так плохо, как раньше, и люди расширяли улицы, выпрямляли их, высаживали деревья, разбивали парки. Еще одной особенность их жизни было отсутствие фонарей, так что улицы становились абсолютно темными ночью.
Однако, европейцы по-тихоньку делали свою кухню разнообразнее, приучались к определенным манерам поведения и этикету.
Резюмируя, можно совершенно точно сказать о том, что жизнь европейца в 16-17 века существенно менялась.
Пётр Аркадьевич возглавлял русское правительство более века назад, в 1906-1911 годах, но его опыт остаётся чрезвычайно актуальным и в наше время.
Главным достоинством Столыпина был поиск «золотой середины», «царского пути», интегрирующего общенационального дела между омертвелой косностью ретроградов и слепым нигилизмом революционеров.
Движение России в будущее он связывал с поступательным эволюционным развитием; инструментом такого развития считал масштабные реформы, основанные на национальной культурной традиции и служащие национальным интересам. Это политическое завещание Столыпина, позволяющее обеспечить прогресс без великих потрясений, до сих пор не усвоено ни отечественной бюрократией, ни отечественной интеллигенцией.
Будучи в студенческой юности учеником Дмитрия Менделеева, Пётр Аркадьевич разделял и демографические идеи великого химика, среди которых – разворот России на восток, развитие Сибири и Тихоокеанского побережья.
Организованное премьер-министром Столыпиным массовое переселение русского крестьянства в восточные районы империи было, по существу, первым – почти за полвека до советской целинной эпопеи – освоением Целины. Важно подчеркнуть, что столыпинское переселение оказалось также прологом к созданию надёжного тыла нашей страны в предстоящих Мировых войнах ХХ столетия. И сегодня поставленная Менделеевым и Столыпиным задача движения на восток остаётся стратегической необходимостью для Российского государства.
Уважая все народы многонациональной державы и выступая за их равноправие, Столыпин последовательно защищал русские национальные интересы. Его земская реформа для западных губерний – образец правового и согласного с волей людей устранения вековых проблем, прежде ставивших русско-белорусское большинство в несправедливое положение. Преодоление дискриминации русских с исключительной опорой на правовые механизмы и народовластие – третий важный урок Столыпина для наших современников.
Хотя государственная деятельность Столыпина получает неоднозначные оценки и вызывает бурные дискуссии, даже критики признают незаурядные личные качества Петра Аркадьевича. Служение Отечеству и русскому народу он неизменно ставил выше личных и сословных интересов. В политиках такого нравственного склада остро нуждается современная Россия.