Живопись 1920-х—1930-х годов, как и дореволюционной поры, представлена более или менее фрагментарно в силу катастрофических событий первой половины ХХ в., губивших не только людей, но и феномены культуры. И тем не менее, музей обладает коллекцией интереснейших уникальных произведений – свидетельств как искусства, так и истории. Это полотна М. Филипповича и М. Станюты, М. Кунина и М. Слепяна, В. Кудревича и И. Мильчина, Г. Докальской и А. Голубкиной, М. Севрука и П. Сергиевича, Н. Воронова и А. Мозолева, Е. Тихановича и М. Аксельрода, А. Шевченко и А. Кастелянского. Диапазон – от крошечных этюдов Н. Тарасикова до монументально-декоративных панно И.Ахремчика, В.Волкова, А. Деблера, некогда находившихся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве; от фантастически-космических композиций И. Дроздовича до крупномасштабных полотен социалистического реализма Н. Пашкевича и М. Моносзона.
Новым явлением в художественной жизни Беларуси ХХ века стало зарождение производства художественного фарфора. В собрании декоративно-прикладного искусства представлены работы художников Минского фарфорового завода 1960–1990-х гг. В творчестве Кириленко, В.Г. Гаврилова, Л.Я. Богданова, В.А. Леонтовича, А.В. Литвиненко, В.Е. Данчук, А.Я. Федуся, И.В. Алисевич соединены традиции классического наследия, народной культуры, опыт современного керамического искусства. Формирование собственной творческой концепции, поиски нового стиля фарфора отражены в произведениях художников Добрушского фарфорового завода М.А. Гатальского, В.В. и Л.Н. Ковальчуков.
Наиболее значительный раздел собрания – коллекция декоративного стекла, в которую входит 366 работ художников и мастеров двух старейших заводов художественного стекла – «Неман» (г/п Березовка, Лидский р-н, Гродненская обл.) и хрустального завода им. Ф.Э. Дзержинского (г. Борисов, Минская обл.). Среди этих произведений есть несколько образцов изделий конца 1930-х–1950-х гг.: вазы, тарелки, блюда. Большая часть коллекции представляет искусство художников экспериментально-творческих лабораторий, открывшихся на стекольных предприятиях в начале 1960-х гг.
Наиболее последовательно в собрании отражено творчество нескольких поколений художников завода «Неман». Формирование неповторимого стиля «неманского» стекла связано с именами В.С. Мурахвера, Л.М. Мягковой, В.Г. Дзивинской, В.П. Жохова, С.Я. Раудвеэ, К.А. Вакс, Т.И. Малышевой, О.Ю. Сазыкиной, А.А. Анищика, М.Ю. Пюкке, Г.М. Сидоревич, В.Д. Самохвалова.
В Отечественной войне 1812 года участвовали 107 казачьих полков и 2,5 казачьи конно-артиллерийские роты. Они составляли иррегулярные поиска, то есть часть вооруженных сил, не имевшую постоянной организации и отличавшуюся от регулярных воинских формирований комплектованием, прохождением службы, обучением, обмундированием. Казаки являлись особым военным сословием, которое включало население отдельных территорий России, составлявшее соответствующее казачье войско: Донское, Уральское, Оренбургское, Украинское и другие. Казачество пользовалось особыми правами и привилегиями (освобождалось от податей и налогов, получало землю от государства и т. п.) на условиях обязательной общей воинской повинности. В случае войны или по указанию правительства казачье войско собиралось, как правило, в пятисотенные кавалерийские полки. Эти же права и обязанности распространялись на калмыков, башкир, мещеряков, крымских татар и некоторые другие народности. Иррегулярные войска сами себя обмундировывали, снаряжали, вооружали и обеспечивали лошадьми. Вооружение казака состояло из сабли, пики, карабина, пистолета, а калмыки и башкиры имели еще луки и стрелы. Иррегулярные полки как высокоманевренные части придавались армиям и отдельным корпусам, использовались для внезапных и дерзких ударов, засад и разведки, рейдов в тыл и охвата открытых флангов противника, боевого охранения и стремительных атак "лавой" (сомкнутой массой всадников). Немало казачьих полков входило в состав "летучих" армейских партизанских отрядов, "партий". Казаки действовали как в конном, так и в пешем строю. Донские казачьи полки назывались по именам своих командиров, другие - по территориальным или национальным признакам. Высоко оценивая заслуги казаков в войне, М. И. Кутузов в 1813 году писал войсковому атаману М.И.Платову: "Почтение мое к войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812 года, которые были главнейшею причиною к истреблению неприятеля, лишенного вскорости всей кавалерии и артиллерийских лошадей, следовательно и орудий, неусыпными трудами и храбростью Донского войска". В регулярным войскам для борьбы с наполеоновскими полчищами в период войны было создано народное ополчение как временная вооруженная сила- В формировании его приняли участие 16 центральных губерний России, разделенных на 3 округа, и 4 губернии Украины. Основной контингент ополчения составляли крепостные крестьяне, которых принимали в ополчение только с ведома помещика (4-5 человек в возрасте 17-45 лет из 100 здоровых мужчин). Ремесленники, мещане, духовенство, интеллигенция вступали в него добровольно. Командный состав избирался дворянством из числа отставных офицеров и чиновников. Вооружались ратники (так называли рядовых воинов ополчения) преимущественно холодным оружием (пиками, топорами, тесаками), но в ходе войны они постепенно перевооружались ружьями. Обучением ополченцев занимались специально выделенные армейские унтер-офицеры и опытные солдаты. Организация ополченских формирований была близка к армейской: конный полк включал 10 эскадронов, а пехотный - 4 батальона по 4 сотни в каждом (сотня - J50 ратников), в сотне было 10 десятков (десяток - 15 воинов). Подобные штаты имели ополченские формирования большинства губерний, кроме Смоленской, не успевшей закончить сбор ополчения к моменту вторжения неприятеля в пределы губернии. Тульская губерния кроме конных и пеших полков выставила ополченскую роту конной артиллерии. Пехота Санкт-Петербургского и Новгородского ополчений была сведена в 27 дружин (около 800 ратников в каждой). В некоторых губерниях, не входивших в указанные округа, по инициативе жителей создавались различные ополченские формирования, среди них были конный эскадрон Херсонской губернии, корпуса олонецких и курляндских стрелков, корпус лифляндских егерей, лифляндский казачий полк, отряды Вологодской губернии и другие. Существовали ополченские формирования, создававшиеся отдельными состоятельными лицами на их средства, в том числе московские гусарский полк графа П. И. Салтыкова и казачий графа М.А.Дмитриева-Мамонова, батальон великой княгини Екатерины Павловны и им подобные. Вооружались, снаряжались и содержались ополченцы па пожертвования. Всего в ополчениях состояло не менее 420 тысяч человек. Среди них были известные литераторы П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, С. Н. Глинка, И. И. Лажечников, А. А. Шаховской, А. С. Грибоедов, М. Н. Загоскин и другие. Ополчения активно участвовали в военных действиях на Бородинском поле, под Полоцком и Вязьмой, у Красного и Чашников, во многих других боях.
Живопись 1920-х—1930-х годов, как и дореволюционной поры, представлена более или менее фрагментарно в силу катастрофических событий первой половины ХХ в., губивших не только людей, но и феномены культуры. И тем не менее, музей обладает коллекцией интереснейших уникальных произведений – свидетельств как искусства, так и истории. Это полотна М. Филипповича и М. Станюты, М. Кунина и М. Слепяна, В. Кудревича и И. Мильчина, Г. Докальской и А. Голубкиной, М. Севрука и П. Сергиевича, Н. Воронова и А. Мозолева, Е. Тихановича и М. Аксельрода, А. Шевченко и А. Кастелянского. Диапазон – от крошечных этюдов Н. Тарасикова до монументально-декоративных панно И.Ахремчика, В.Волкова, А. Деблера, некогда находившихся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве; от фантастически-космических композиций И. Дроздовича до крупномасштабных полотен социалистического реализма Н. Пашкевича и М. Моносзона.
Новым явлением в художественной жизни Беларуси ХХ века стало зарождение производства художественного фарфора. В собрании декоративно-прикладного искусства представлены работы художников Минского фарфорового завода 1960–1990-х гг. В творчестве Кириленко, В.Г. Гаврилова, Л.Я. Богданова, В.А. Леонтовича, А.В. Литвиненко, В.Е. Данчук, А.Я. Федуся, И.В. Алисевич соединены традиции классического наследия, народной культуры, опыт современного керамического искусства. Формирование собственной творческой концепции, поиски нового стиля фарфора отражены в произведениях художников Добрушского фарфорового завода М.А. Гатальского, В.В. и Л.Н. Ковальчуков.
Наиболее значительный раздел собрания – коллекция декоративного стекла, в которую входит 366 работ художников и мастеров двух старейших заводов художественного стекла – «Неман» (г/п Березовка, Лидский р-н, Гродненская обл.) и хрустального завода им. Ф.Э. Дзержинского (г. Борисов, Минская обл.). Среди этих произведений есть несколько образцов изделий конца 1930-х–1950-х гг.: вазы, тарелки, блюда. Большая часть коллекции представляет искусство художников экспериментально-творческих лабораторий, открывшихся на стекольных предприятиях в начале 1960-х гг.
Наиболее последовательно в собрании отражено творчество нескольких поколений художников завода «Неман». Формирование неповторимого стиля «неманского» стекла связано с именами В.С. Мурахвера, Л.М. Мягковой, В.Г. Дзивинской, В.П. Жохова, С.Я. Раудвеэ, К.А. Вакс, Т.И. Малышевой, О.Ю. Сазыкиной, А.А. Анищика, М.Ю. Пюкке, Г.М. Сидоревич, В.Д. Самохвалова.