Убийство Александра II и первый грех Достоевского перед Россией
В ряду роковых дат России все историки единодушно называют 1 марта 1881 года — убийство императора Александра II. В то утро он подписал проект о привлечении земского самоуправления к участию в подготовке новых реформ, справедливо называемый также «земской конституцией», и через несколько часов был убит бомбой одного из «народовольцев», — бесов, по определению Достоевского. Это было далеко не первое покушение и историки давно удивлялись определенной беспечности созданной за год до этого комиссии Лорис-Меликова (кстати, автора «конституции»), которой были даны чрезвычайные полномочия для борьбы с крамолой, и конечно, бес полиции и тайных служб.
Еще в молодые годы в Париже известная гадалка предсказала Александру II, что на его жизнь будет совершено восемь покушений и последнее, восьмое, будет роковым. До марта 1881 года было совершено уже шесть покушений: Каракозовым, Соловьевым, Березовским, Гартманом, безымянным турком (во время Русско-турецкой войны), наконец, 5 февраля 1880 года Степаном Халтуриным в самом Зимнем дворце, когда от мощного взрыва в столярке под помещением главного караула погибло 11 человек и 56 тяжело ранило. Но мощности взрыва не хватило для обрушения Желтого зала (над главным караулом), где в тот день и час обедал император.
В то утро 1 марта 1881 года Лорис-Меликов и его все же отговаривали государя от поездки, но он не внял ничьим предупреждениям, возможно потому, что верил в опасность только восьмого покушения. Его охрана даже не была усилена, и как тайная полиция целую череду «метальщиков» по обычному пути его следования к разводу войск, остается загадкой. В брошюре «Правда о кончине Александра II» [31], изданной в Штутгарте в 1912 году, приводится множество свидетельств того, что не только полиция, а уже и весь Петербург ожидал очередного покушения едва ли не со дня на день…
Объяснение:
в петербурге жива легенда о том, что буквально накануне своего восшествия на престол елизавета петровна случайно во дворце встретилась с правительницей анной леопольдовной – матерью императора иоанна антоновича. неожиданно анна споткнулась и на глазах придворных упала перед елизаветой на колени.
все смутились, почувствовав в этом некое мистическое предзнаменование.
памятником восшествия на престол елизаветы петровны, если верить старинному преданию, следует считать спасо-преображенский собор. не тот, который мы знаем, построенный архитектором в. п. стасовым в другое время и
по другому случаю, а тот, что прежде стоял на этом месте и был выстроен, если верить одной из легенд о событиях осени 1741 года, по повелению елизаветы петровны в преображенцам, первыми присягнувшим на верность новой императрице в ночь на 25 ноября 1741 года. здесь, вблизи литейного двора, чуть ли
не с петровских времен квартировал старейший в россии лейб-гвардии преображенский полк, и собор был заложен на месте полкового дома, или съезжей избы, куда будто бы и прибыла елизавета за «своими лейб-компанцами».
между тем есть и другая легенда. будто бы в ночь на 25 ноября 1741 года
елизавета с несколькими приближенными направилась не в литейную часть, а к аничкову мосту. именно там будто бы в то время находился преображенский полк, и именно отсюда начался ее марш по невскому проспекту к зимнему дворцу, закончившийся, как известно, успешным восшествием на отцовский престол.
согласно этой легенде, в память о таком событии и приказала елизавета возвести вблизи аничкова моста одноименный дворец.