Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. На его различных этапах с обеих сторон одновременно участвовало от 8 до 12,8 млн. человек, от 84 до 163 тыс. орудий, от 6,5 до 18,8 тыс. самолетов. Общий театр военных действий в 5,5 раза превышал территории, охваченные Первой мировой войной. Всего же в войну 1939-1945 гг. были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 млрд. человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн. человек, а если учитывать постоянно уточняющиеся данные по потерям СССР (они колеблются от 21,78 млн. до около 30 млн.), эта цифра не может быть названа окончательной. Только в лагерях смерти уничтожено 11 млн. жизней. Экономика большинства воевавших стран была подорвана. Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизне силы. Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества – Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т. д.
Конец XІX – начало XX века в России были ознаменованы скачком в развитии промышленности, ростом городов и формированием их инфраструктуры.
Строются новые заводы и фабрики. Возникает необходимость обеспечить население социальными и бытовыми услугами. Востребованными в тот период оказались вокзалы, банки, магазины, чуть позже – кинотеатры. Среди архитектурных стилей начала XX века выделяются три: неорусский стиль, модерн и конструктивизм. Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Именно живописец В. Васнецов в своих архитектурных исканиях впервые обратился к формам новгородского, псковского и раннемосковского зодчества. Под его руководством в Москве появилась живописная Третьяковская галерея. Само здание достаточно обыкновенно. Украшенный в древнерусском стиле фасад, белокаменный портал, выразительность элементов и их контрастность со стенами сделали строение памятником архитектуры всех времен. Другим архитектором, практиковавшим возрождение древнерусского стиля, а особенно – традиций новгородских и псковских матеров, стал А. Щусев. На Куликовом поле им был возведен храм, ставший в одночасье и памятником, свидетельствующим о победе русских воинов над монголо-татарскими войсками. Живописность его форм, их пластичность, башни свидетельствуют о том, что ведущий в архитектуре церкви – новый русский стиль. В этом же стиле построена и Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве. Церковь белокаменными массивными стенами и шлемовидными куполами напоминает традиции старорусских мастеров Пскова и Москвы. Среди других примеров вышеупомянутого стиля – здания Казанского вокзала в Москве арх. А.Щусева, Ссудной кассы арх. В.Покровского, Доходный дом Перцова в Москве арх. С. Малютина.