Охарактеризуйте период второй половины IX-начала XIII в. Почему он выделяется в истории Казахстана? Какие политические и культурные изменения произошли в это время?
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.
Это была консервативно-охранительная реакция на революционные события в Европе. Бизнес требовал возвращения к «нормальности» довоенного времени, и прежде всего ликвидации мер государственного регулирования, регламентации и всякого вмешательства в дела предпринимателей. В этом было принципиальное различие в экономическом положении США по сравнению с европейскими странами, где реформы и элементы государственного регулирования становились обычной практикой. Предложения профсоюзов о повышении заработной платы в связи с ростом стоимости жизни в годы войны, требования железнодорожников и шахтеров о том, чтобы правительство взяло в государственную собственность эти отрасли, начавшаяся послевоенная полоса стачек — все это бизнес ассоциировал с большевизмом и угрозой революции.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.