Среди всех сословий России в XVII веке господствующее место безусловно принадлежало боярам.В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению». Служилые люди по отечеству оформились в XVII в. в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Имеется большое количество данных, подтверждающих громадное значение деятельности этих сословий для роста политического, экономического, социального и духовного статуса Московской Руси. В своей статье я бы хотела подробнее рассмотреть другую сторону жизни знати XVII века, а именно — её повседневный быт. Боярские дворы были разбросаны по всем улицам Москвы. Небольшие по размерам, сажень 40–50 в длину и 20–30 в ширину, боярские дворы заключали в себе жилое помещение со всякого рода хозяйственными помещениями и избами для слуг, общее число которых у богатых бояр было очень значительно. Тут были погреба, бани, конюшни и сенники, сараи, стойла для животных. На отдельном дворе стояли амбары для хлеба. Наконец, почти при каждом были небольшой сад с фруктовыми деревьями и цветниками.В боярских семьях мужчинам было принято обедать отдельно от жены и детей. Изредка приглашался к обеду кто-нибудь из посторонних. Обеденный стол покрывался скатертью. Столовая посуда была большей частью оловянная, и только у очень богатых людей — серебряная. Тарелки, называемые «торели», были не повсюду в употреблении; они обыкновенно ставились только для гостей и не переменялись в продолжение всего обеда. Ножи и вилки также мало употреблялись: кушанье подавалось разрезанным на ломтики, и потому можно было обходиться и без них. Брали руками прямо с блюда и клали куски мяса в рот, бросая остатки на тарелку или прямо на скатерть. Ложки делались серебряными и позолоченными, обыкновенно с фигурной ручкой и надписью, кому они принадлежали.Зимой дворяне и дети боярские носили шубы или «шубные кафтаны». Верх их был суконным или из других тканей, а изнанка подбивалась мехом, как правило, лисьим или заячьим. Бараньи шубы были только у крестьян. О том, какое платье и какие украшения носили жены, сестры и дочери провинциальных дворян и детей боярских, дают представление рядные и сговорные записи.В праздничные дни, в зависимости от церковных праздников, обычный распорядок дня несколько изменялся. Боярам приходилось принимать участие в царских церковных парадах и выходах. Обыкновенно в праздничные дни боярин или сам отправлялся в гости, или созывал у себя гостей для пира. Устраивались также пиры по поводу разных семейных торжеств: родин, крестин, брака,новоселья.Приемы тех и других обставлялись церемониями и были неодинаковы. Знатного или занимавшего особое положение принимали с особенным вниманием: у ворот гостя встречал дворецкий, у крыльца — сын или родственник хозяина, а в передней — сам хозяин в шапке или с непокрытой головой, смотря по достоинству гостя. Других гостей не встречали, а гости, оставаясь в передней, ждали выхода хозяина. Войдя в комнату, обыкновенно с шапкой в руках, гость крестился и клал три полных поклона, касаясь пальцами до земли, и только тогда приветствовал поклоном хозяина.
Орда идёт на Москву, но князь Дмитрий говорит, что её ведёт темник Мамай, и он не настоящий хан - а значит, не так страшно с ним воевать. Да и мы не одни, многие города прислали войско, даже из Твери пришли воины. Мы готовимся встретить их войско, воевода разместил в леске засадный полк - то-то будет удивление для татар! Когда они приблизились, из их числа выехал некий Челубей, а из нашего войска - монах Пересвет, они сошлись в поединке, и после него началась сама битва. Воевода был не дурак - в нужный миг засадный полк вышел из лесочка и такой удар нанес татарам! Ордынцы побежали быстрее собственного визга, преследовать их князь Дмитрий не велел, ну а после мы узнали, что на юге, куда Мамай побежал, его встретил законный ордынский хан Тохтамыш, и добил вконец. Так и не стало Мамая. А Тохтамыш потом на Москву пришёл, но это другая битва была. (Мало , но я отвечу так уж и быть )
Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко?
Коллектив или отряд избирался на 3 или 6 месяцев. Все отряды выбиралась по возрасту и производственному принципу. Основной критерий дружного отряда – разный возраст.
В рамках своих «воспитательных» работ он стремился получить дисциплину, посредством «хорошо организованной жизни детей», то есть воспитания. Он выбирал целесообразный режим действий, поддавал его постоянным изменениям, использовал и наказание, и поощрение.
Он также считал, что наказание вообще не нужно, если воспитание представляет собой организованный характер. Дети занимались трудом 4 часа в день. И отряд был самоокупаемым, поскольку труд был основан на производстве. Плюс, Макаренко отдал особую роль самоуправлению в детском коллективе, где все вопросы должны были решаться в собраниях.
Какие из этих правил можно ввести в классе, в школе, лагере?
Думаю, что все правила можно ввести и в классе, и в школе, а уж в лагере тем более. Конечно, для класса не подойдет принцип разных возрастов для обеспечения более дружного коллектива, потому что в классе все таки участся дети одного возраста, так как им лучше поспевать за своим развитием.
Российское общество в разное время делилось на высшее сословие, куда входили царь и бояре, дворяне, духовенство, посадские и крестьяне.
Быт каждого сословия был уникальным и мало чем походил на быт другого.
Например, бояре, как и царь, часто путешествовали, работали в посольствах. Поэтому дома они пытались воспроизвести роскошный европейский быт. Потом этим занимались и дворяне. Столичное высшее сословие «парадировало» европейское, а российское провинциальное – столичное.
Царь имел большой двор, в котором трудилось большое количество людей. Двор царя был настолько большим, что приходилось организовывать новые. Помимо царской семьи во дворе обитала челядь, которая обслуживала царя и его семью. Царь жил в Теремном дворце на территории Кремля (начиная с 17 века). Царь жил довольно роскошно – например, некоторым царям подавали 500 блюд за один обед.
Бояре подражали царю, и жили то в больших теремах из дерева, или в больших кирпичных домах. Двор боярина включал деревянные сараи, скотный двор, амбары. В доме было много картин и зеркал. Это было связано с тем, что многие бояре были коллекционера. Развлекались бояре привычно – выезжали на охоту, или наблюдали за кулачными боями.
Посадкие люди, хоть и жили в городах, но быт их был более скромным. Например, они жили в избах, топили их по «черному», но во дворе были постройки, предназначенные для хозяйства. В домах были лавки (на них иногда спали), столы и сундуки, и «красный угол» с иконами. Посадские люди занимались торговлей и ремеслом, поэтому большого хозяйства у них не было.
Быт крестьян обстоял совсем иначе. Крестьянин жил в небольшой избе с крышей из соломы, стекол в окнах не было (даже не у всех посадских), поэтому их место занимал рыбий пузырь или холстина. В избе крестьянина были лавки, столы и печь – все самое необходимое. Печь служила не только местом приготовления еды, но и «детской комнатой».
Что касается питания, то посадские и крестьяне питались просто – кашами, овощами (капустой, редькой и морковью), пекли хлеб и пироги на религиозные праздники, ели мясо и рыбу, грибы и лесные ягоды.
А вот обычаи у всех были примерно одинаковыми. Все праздновали Рождество, Святки, Пасху, а летом – Троицу; все ходили в церковь, зимой катались с горки.
Объяснение: