“Все дороги ведут в Рим” - гласит пословица. И согласно этой пословице, одна из дорог однажды привела меня в этот великий город.
Войдя в Рим, я был поражен его великолепием: домами, храмами, алтарями, колоннами. Еще меня удивило то, как много людей собралось в нем. Я осмотрел холмы, между которых стоит город, прогулялся на набережную реки Тибр, поглядел на храм верховного бога Юпитера. Потом я зашел на Форум, чтобы посмотреть на богатых римлян, одетых в тоги. Форум — это такое место, где собираются римские граждане, по делам или просто так. Я завершил прогулку около колонны императора Траяна, поставленной в честь победы римских легионеров над варварами.
Я присел отдохнуть около особняка аристократа. Здесь я наблюдал, как из дома рабы вынесли лектику — носилки с шатром. В них сидела богатая патрицианка, вся увешанная драгоценностями. Рабы понесли носилки с госпожой по улице, а следом шли рабы-охранники. Немного спустя из дома вышли еще рабы с корзинами и отправились в сторону рынка. Я вообще заметил, что римляне, даже плебеи, сами почти не работают. За них все делают рабы.
Я проголодался и купил пирожки у уличного торговца. Он тоже оказался рабом, но вольноотпущенником. Часть своей выручки он отдает хозяину.
Конечно, я увидел и Колизей. Его арена и амфитеатр поразили меня своими масштабами. Сюда как раз стекался народ. Император дарил народу зрелища гладиаторских боев в честь очередной победы своих легионов над противников. На арену выходили гладиаторы, целые отряды. Они были вооружены копьями, мечами, пиками. Рабы везли на колесах клетки с хищными пантерами и тиграми, привезенными из заморских стран. Сегодня люди и звери будут сражаться друг против друга. Проигравший погибнет.
Я понял, что для римлян бой гладиаторов — обычное зрелище. Зрители спокойно жевали пирожки и сладости, держали на коленях своих детей в то время, как на арене лилась кровь. Я ушел из цирка, когда римские граждане заключали пари на деньги и болели за «своих» гладиаторов. Кто кого побьет: германцы или галлы? Люди чувствовали себя повелителями мира, гражданами Великой Империи, которая никогда не падет.
Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Она была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове» . Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее.
Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения?
Итак, постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова» . Посмотрим, каков сюжет картины?
Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать – отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем. Но раскольники не сдавались, среди них были люди всех слоев населения – от крестьян, нищих и ремесленников до купцов, бояр и князей. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили.
Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. И тут встает вопрос. Ведь к тому времени, когда художник писал картину, церковная реформа, так остро воспринятая народом в XVII веке, уже никого не волновала, в том числе и самого художника. Почему же Суриков избрал подобный сюжет? В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия, а вовсе не сутью раскольничьей деятельности боярыни. Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми – взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, – чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.
Чтобы взяться за создание картины, нужно было ощущать в себе нечто родственное тем людям, которых хотел изобразить художник. Суриков происходил из казацкой семьи. Его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком. «В Сибири народ другой, чем в России, – рассказывал художник, – вольный, смелый.. . про нас говорят: «Краснояры сердцем яры» . Предки Сурикова, бывшие командирами, а дед – атаманом Енисейского казачьего полка, не терпели притеснений, любили вольность и нередко показывали необузданный нрав.
Яркие впечатления эта жизнь дала Сурикову. Без кровной связи со свободолюбивыми красноярцами, без впечатлений сибирской жизни едва ли возникло бы у художника желание написать сначала «Утро стрелецкой казни» , а потом и «Боярыню Морозову».
Наверно с 1419 по 1434 год)