1472 г. – женитьба ивана iii на племяннице последнего византийского императора софье палеолог. заимствование византийского герба с двуглавым орлом.
1462 по 1505 год. – правление ивана iii принял новый титул – государь всея руси. провозгласил себя самодержцем. на торжественных приемах стал появляться со скипетром и державой – символами верховного правления. голову венчала великокняжеская корона – шапка мономаха.
органы государством великий князь боярская дума – совещательный орган бояр 5-6 окольничих общегосударственные ведомства дворец (дворецкий) казна (казначей)
преобразования в войске увеличение численности войска. предоставление поместий служилым людям. поместье – земля, которую дворяне получали за службу. помещик – владелец поместья. создание единой военной организации – московского войска из помещиков.
1448 год – собор (собрание) православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа иону е гг. xv века – церковь приобрела полную самостоятельность от греческой. 3.авторитет церкви вырос. 4.в выборе митрополитов великие князья играли активную роль
xv век – споры о церковном землевладении нестяжатели – выступали против монастырского землевладения и за сильную великокняжескую власть. нил сорский. иосифляне – защищали монастырские владения, власть главы церкви считали выше великокняжеской (потом признали первенство князя) иосиф волоцкий.
православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра государства. однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.
в vi в. до н. э. в северной индии возникает буддизм – учение, основателем которого был сиддхартха гаутама (примерно 583–483 гг. до н. сын правителя рода шакьев из капилаваста (область южного непала). в возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». после многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. это открытие главного знания (дхармы) было как внезапное озарение, просветление, отсюда и новое имя принца: будда означает «просветленный», буквально – «пробужденный». (санскритское слово дхарма необычайно многозначно: закон, порядок, долг, справедливость; качество, характер, природа, первоэлементы природы; религия, истина, добродетель. в раннем буддизме дхарма – это само учение будды о мире и о путях спасения человека).
будда постиг, провозгласил и стал проповедовать мировидение и поведение, способные избавить человека от страдания.