Никола́й Чудотво́рец[1]; Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Ликия — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, является покровителем путешествующих, заключённых и сирот[3], на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но, в основном, детей[4].Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского
Эпоха бронзы наступает во II тысячелетии до нашей эры. В Казахстане хронологические рамки этой эпохи могут быть обозначены как XVIII – начало VIII века до нашей эры. Археологи делят это тысячелетие на три этапа:
- ранняя бронза – XVIII – XVI века до нашей эры;
- средняя бронза – XV – XII века до нашей эры;
- поздняя бронза – XII – начало VIII века до нашей эры.
Важнейшими изобретениями этой эпохи стали колесо, гончарный круг, ткацкий станок, повозка, жесткое седло. Человек начал осваивать золото и серебро. Все это вело к имущественной дифференциации, выделению трех основных социальных слоев – военоначальников, жрецов, рядовых общинников. Все это вело постепенно к разложению первобытнообщинного строя.
На территории Казахстана в эпоху бронзы существовали родственные по происхождению племена, оставившие яркие, самобытные культуры – срубную, андроновскую, бегазы-дандыбаевскую