Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила ост�тки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца[16]. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян[16], а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости[17] (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился)[18]. В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными[18]. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.
Объяснение:
Государственный строй Германской империи, согласно Конституции, – конституционная монархия в дуалистической форме. Ее особенность состояла во всевластии императора и канцлера и слабости парламента.
Объяснение:
Конституция наделяла кайзера – германского императора – широкими полномочиями, причем этот титул наследственно принадлежал прусскому королю. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера, был верховным главнокомандующим. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и Рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.
Фактически вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках имперского канцлера. Особенность конституционной модели власти Второй империи состояла в отсутствии правительства и общепринятой системы министерств. Высшие имперские чиновники именовались государственными секретарями. Канцлер, которого назначал император, не был ответствен перед Рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия. Канцлер был также министром иностранных дел, его ведомство выполняло функции министерства торговли и финансов, а также управляло "имперской провинцией" Эльзас – Лотарингией. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов. Кроме того, имперский канцлер был председателем Бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате парламента при равенстве голосов.
Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Верхняя палата – Союзный совет (Бундесрат), орган представительства интересов земель, не избирался, а состоял из представителей, назначаемых правительствами земель. Нормы представительства субъектов зависели от размера земель, территории, численности населения, военной мощи. Доминировала в Союзном совете Пруссия. На ее долю приходилось 17 мандатов (чтобы заблокировать либеральные законопроекты нижней палаты, достаточно было 14 голосов). Нижняя палата (Палата депутатов) – Рейхстаг избирался путем всеобщих выборов тайным голосованием только лишь мужчин, достигших 25-летнего возраста, исключая военных и лиц, живущих на пособие. Один депутат избирался от 100 тыс. населения. Срок легислатуры вначале был три года, а с 1878 г. – пять лет. Каждый депутат имел свободный мандат и не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, не получал жалования. Компетенция Рейхстага была незначительной. Законотворческая функция нижней палаты была ограничена Бундесратом: любой закон, принятый Рейхстагом, должен получить одобрение Бундесрата и кайзера. Полномочие 11алаты депутатов утверждать бюджет также подверглось ограничению: под давлением канцлера О. Бисмарка депутаты разрешили самому правительству определять смету военных расходов. К тому же нижняя палата могла до распускаться постановлением верхней палаты (Бундесрата). Конституция 1871 г. не содержала раздела или главы, посвященной правам и свободам. Конституция установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской право Ни один немец не должен быть стеснен в пользовании этим нравом ни властями его родины, ни властями другого союзного государства", – записано в ст. 3 Конституции.
Мне кажется, это был Михаил Михайлович Сперанский.