1. Эпоха викингов — принятое в государствах Северной Европы обозначение раннего Средневековья, особенно периода с VIII по XI века, когда жители Скандинавии, известные как викинги, совершали набеги на сопредельные государства, устанавливали торговые отношения с государствами Ближнего Востока и Средней Азии и расселялись на широком пространстве от Восточной Европы до Северной Америки и Гренландии[1].
2.Но если доходило до кровной мести, это была месть одного рода другому. Не считалось убийством причинение смерти на поединке, который назывался хольмгангом. Неистовые в бою воины (берсерки) обогащались, вызывая на поединок менее опытных воинов, и убивали их,
3. Относился плохо по этому делу.
В 30-е годы Советская страна вступила во вторую пятилетку. Заводы и фабрики, колхозы и совхозы, вся земля были огосударствлены, установилась общественная собственность на средства производства. Принималось множество решений по ликвидации голода в кочевых и полукочевых районах Казахстана, Однако эти решения во многом оставались на бумаге, а меры по их преодолению проводились не всегда последовательно.
К тому же в общественно-политической жизни общества в 20—30-е годы появилась странная тенденция деления интеллектуальной силы общества на «правых» и «левых». Теоретическую базу этой надуманной идеи подводил Сталин. Выступая на четвертом совещании ЦК РКП (б) в 1923 году, он заявил: «Растет НЭП, возрождается буржуазия, растет национализм. Пережитки великорусского шовинизма толкают вперед национализм местный, существует влияние иностранных государств, поддерживающих всякий национализм. Борьба с этим врагом в республиках и областях представляет ту стадию, которую должны пройти наши коммунистические организации в национальных республиках. Другого пути нет».
Естественно, после такой проработки последовал поиск «правых» и «левых» уклонов, надуманные обвинения в национализме и национал-уклонизме коммунистов и других представителей интеллигенции. Данная кампания не обошла и Казахстан.
Идеологическая обстановка в республике особо накалилась к середине 20-х годов. Некоторые представители интеллигенции утверждали, что нельзя слепо копировать. Запад и примерять европейский опыт к национальным окраинам. Положение осложнилось с приходом в 1925 г. к руководству Казрайкома партии Ф. И. Голощекина, который после ознакомления с политико-экономической и социальной жизнью края пришел к выводу, что Великая Октябрьская социалистическая революция никакого влияния на Казахстан и его жизнь не оказала, поэтому здесь нужно провести «Малую Октябрьскую» релюцию. Этот ошибочный вывод получает поддержку Сталина. Воспользовавшись поддержкой Генсека, Голощекин еще сильнее «закручивает гайки». Упрекая одну часть местных национальных кадров в принадлежности в к движению алашординцев, а другую — в нерешительности разоблачения национал-уклонистов, он вел политику противопоставления кадров. Так, в среде руководящих работников появились штампы-ярлыки — «садвокасовщина», «ходжановщина», «мендешевщина», «рыскуловщина», «тогжановщина» и тому подобные.
Такая политическая игра понадобилась Голощекину для разобщения рядов казахской интеллигенции, чтобы легче было расправиться с каждым поодиночке или по группировкам. Основным поводом разжигания страстей среди национальной интеллигенции была излишне муссируемая история Алаш-Орды. Вокруг этой проблемы разгорелась дискуссия в печати. После окончания гражданской войны бывшие алашординцы в подавляющей массе активно включились в социалистическое строительство. Ряд лидеров Алаш-Орды оказался на ответственной советской работе, вошел в состав правительства. Тем не менее, недоверие к ним продолжалось, а некоторая часть коммунистов-казахов продолжала видеть в алашординцах вчерашних врагов Советской власти.
Деятельность бывших алашординцев, отстаивавших идеи национальной независимости, укрепления самостоятельных начал казахской автономии, развивавших идеи просвещения народа, встречалась в штыки посланцами центра и их единомышленниками из коренных народов, видевших в этом проявлений чистейший национализм. В 1922 г. большинство бывших алашординцев было изгнано из высших государственных органов, ибо по решеню Кирбюро РКП (б) об избирательной кампании в советские органы предусматривалось отбирать людей «по социальному положению» — преимущественно рабочих и беднейших крестьян. Интеллигентов вводить только при проверенной преданности и деловитости, не допуская бывших алашординцев и имевших с ними связи.