Відповідь:
Слово "гайдамаки" походить від турецького "гайде", "гайдамак", що означало "гнати, турбувати, переслідувати". Спочатку гайдамаками українських повстанців назвала польська шляхта, а потім вони почали цим іменем називати себе самі.
Гайдамацький рух – це насамперед широкий соціальний рух селянства, спрямований проти гніту польських і українських феодалів. Але оскільки феодалами на Правобережжі були переважно польські або полонізовані українські шляхтичі, вони виступали носіями й національне-релігійного гніту. Тому класова боротьба селянства проти кріпосництва набирала тут національно-релігійне забарвлення. Разом з тим, гайдамаки боролися й за возз'єднання Правобережжя з Лівобережжям в єдине ціле.
Основною масою повстанців були кріпаки, селяни, яким загрожувало покріпачення, сільські наймити, а також міська біднота. Активними учасниками, а то й ватажками усіх загонів були запорізькі козаки. Крім українських селян, міщан, запорожців, у гайдамацьких загонах були й представники інших народів. Підтримувало гайдамак і нижче православне духівництво, незадоволене насадженням католицизму.
Перша згадка в історичних джерелах про гайдамак відноситься до 1715 р. Але найбільшого розмаху цей селянський рух досяг у 1734, 1750 і 1768 роках.
Так, у 1734 р. повстанський рух охопив Київщину, Брацлавщину, Поділля й поширився аж до Східної Галичини. На Брацлавщині, яка стала центром боротьби, гайдамацькі загони очолив старшина надвірних козаків князів Любомирських – Верлан.
Його півтора-тисячний загін став основною силою повстання. Крім Верлана діяло багато інших загонів – Чалого, Гриви, Медведя, Писаренка та ін.
Гайдамаки звільнили Вінницю, Броди, Жванець, Збараж та інші міста, обложили Кам'янець-Подільський. Царські війська, повертаючись з Польщі через Правобережну Україну, разом з польськими військами розгромили і розсіяли гайдамацькі загони. Але вони швидко організовувались знову й продовжували нападати на польську шляхту.
З цієї причини підкреслимо, що вже в 1750 р. численні гайдамацькі загони знову діяли по всій правобережній Україні. Повстанці розгромили багато панських маєтків, захопили ряд міст і містечок, у тому числі Вінницю, Умань, Чигирин, Радомишль, Фастів, Корсунь та ін.
Пояснення:
Во как
Объяснение:
на Волыни, в Галичине и в Среднем Приднепровье шел дальнейшее развитие сельского хозяйства. Внедрялись новый колесный плуг, coxa с лемехом и сошника, разорялись и обрабатывались новые большие участки земли, бывшие «шалости». Неутомимым трудом крестьян повышалась урожайность земли, ее производительность. Сеять продолжают ячмень, рожь, пшеницу. Значительное рас получили огородничество, садоводство, пчеловодство. Развивалось также скотоводство, рыболовство, в степях - промысел зверя, рыбы, птицы, а в лесных местностях - охота. В имении землевладельца строили мельницы - водяные и ветряные, в которых окружающие крестьяне мололи зерно.
На украинских землях господствующее положение принадлежало литовским, польским и украинским магнатам - владельцам огромных земельных владений. После них по уровню доходов шли государственные чиновники и военно-служилые люди - мелкие и средние землевладельцы - шляхтичи. Обширные владения имели поляки Потоцкие, Жолкевский, Конецпольского, литовцы Радзивиллы, Сапигы. происхождению магнаты - Острожские, Заславские, Вишневецкие, Чарторыйские, Тышкевич, Збаражский, Ходкевичи. Князья Острожские владели земельными угодьями, которые охватывали 700 кв. километров с более 2760 населенных пунктов на Подолье, Волыни и Киевщине, а также с городами Острог, Броды, Городечна, Чуднов и другие. Князья Вишневецкие, царившие преимущественно на левобережье Днепра, владели 56 городами, 40 тыс. дворов, 288 тыс. человек населения. Они имели ежегодный доход в 1 млн. 200 тыс. золотых. Надворная военная охрана Вишневецких насчитывала 6 тыс. человек.
Найчисельнишимстаном (группой) украинского населения были крестьяне. Большинство из них зависело от землевладельца или земельный или лично. Когда свободные крестьяне-смерды, теряя землю, теряли и волю. Появились совсем обезземелени люди - халупники, у которых осталась только хата, огородники, которые возле дома имели лишь город, и соседки, которые не имели их вовсе. Они за бесценок работали в поместье землевладельца.
Жили крестьяне в деревянных и глинобитных домах, покрытых соломой и камышом, на одну комнату, с большой печью посредине. Длинный стол, скамейки, на которых сидели и спали, пол около печи, шкаф и полка - вот и вся мебель народного жилья. Посуда из глины и дерева, непритязательная еда - каша, суп из овощей и круп, галушки, кулеш, суп, затирка, тетеря сопровождали будни украинского. На праздники готовили изысканную и кушанье, создавая при удивительные рецепты украинской кухни, которые дошли до наших дней.
Очень интересно и своеобразно пишут об обычаях и быте украинского восточные путешественники. их удивляло, что крестьяне встречают гостей хлебом-солью, символом богатства, гостеприимства и дружбы. А к столу подают своеобразные напитки - пиво, мед, водку. Путешественники утверждают, что «в домах этой страны они видели животных и птицу вместе и очень удивлялись богатству всевозможных благ. Но при этом говорят, что жители Украины «живут, довольствуясь малым, едят, что случится, одеваются во что придётся.
Подробнее - на -