В историческом контексте образование многих современных ближневосточных государств стало результатом распада Османской империи на составные части. Крушение турецкого господства явилось результатом ослабления империи под давлением держав Антанты, стремившихся получить контроль над ее владениями, а также подъемом национально-освободительного движения. Державы-победительницы в сложившейся обстановке руководствовались политикой разделения арабского мира на государственные образования. Так переход ближневосточного региона из состояния культурного упадка в состояние политической раздробленности стал следствием осуществления договора Сайкс-Пико. Особенностью национально-освободительного движения того периода, протекавшего в условиях противодействия Великобритании и Франции, было сосуществование в нем центростремительной и центробежной тенденций. Вместе с тем, тяготение к единству, особенно перед лицом угрозы западного политического и экономического давления, являлось частью национальных умонастроений арабского мира.
По словам В.О. Ключевского, «будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь».
На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.
Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и повлияли на ход и методы реформ.